![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История развития системы «Экспресс» на железнодорожном транспортеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Введение Необходимость информатизации управления пассажирскими перевозками сегодня вытекает, прежде всего, из проведения на железнодорожном транспорте новой экономической политики на основе маркетинговой стратегии, ориентированной на коммерческую эффективность транспортной продукции. При этом должна достигаться основная цель - обеспечение устойчивого функционирования железных дорог на рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров. В этих условиях оперативное управление пассажирскими перевозками приобретает важное экономическое значение, так как от его качества и оперативности зависит снижение эксплуатационных затрат на перевозки и получение дополнительных доходов от них. Для улучшения качества пассажирских перевозок, повышения культуры обслуживания, использования вместимости пассажирских вагонов, повышения производительности и улучшения условий труда билетных кассиров была создана автоматизированная система «Экспресс», работающая в масштабе реального времени. «Экспресс» разработана как типовая система, предназначенная для комплексной автоматизации билетно-кассовых операций для любых выполняемых полигонов железнодорожной сети. Она представляет собой распределенную вычислительную сеть коллективного пользования, включающую несколько тысяч билетных касс (терминалов) и целый ряд вычислительных центров. АСУ «Экспресс» позволяет выполнять большую сферу услуг, таких, как продажа билетов на любой поезд, предварительное бронирование мест, выдача проездных билетов с пересадкой, оформление проездных документов «туда» и «обратно» и т.д. История развития системы «Экспресс» на железнодорожном транспорте Первая отечественная система, полностью автоматизирующая все билетно-кассовые операции, начала работать в 1972 году в Московском железнодорожном узле. Она получила название " Зкспресс-1" и предназначалась для массового обслуживания пассажиров в реальном масштабе времени. Она стала и первой системой коллективного пользования электронных вычислительных машин (ЭВМ) на железнодорожном транспорте в режиме реального времени. Основной целью создания системы " Экспресс-1" являлось получение опыта в автоматизации управления билетно-кассовыми операциями в масштабе такого крупного железнодорожного узла, как Москва, обслуживающего в сутки до 250 тыс. пассажиров поездами прямого и местного сообщения. Первоначально система обслуживала Киевское направление Московского железнодорожного узла, а затем стала обслуживать все остальные направления узла с помощью 580 автоматизированных билетных касс, подключенных к системе. Эффективность работы АСУ " Экспресс-2" в основном определяете тремя показателями: сокращением времени, затрачиваемого пассажиром на приобретение билетов; улучшением использования мест в пассажирских поездах; улучшением обслуживания пассажиров, едущих с пересадками и приобретающих билеты на обратный поезд Система АСУ " Экспресс-2" рассчитана на круглосуточную работу с коэффициентом готовности не менее 0, 99, что соответствует 99 % полезного времени работы. Через АСУ иЭкспресс-2" автоматизированы все процессы управления продажей билетов с учетом транзитных поездов, включая распределение нормы мест, продажу мест как по станции формирования поезда, так и по пути следования поездов, продажу мест через бюро заказов по телефону, оформление прямой плацкарты и групповых заявок к т. п. В АСУ " Экспресс-2" выдача билетов осуществляется как в свободной продаже, так и по номерам броней. Каждому номеру брони из общего банка мест выделяется определенная норма мест, которая может быть изменена в зависимости от хода текущей продажи. Все номера броней являются идентичными для любой АСУ " Экспресс-2" на сети дорог. Бронь может накладываться на весь вагон и на отдельные места.
Общая характеристика подсистемы “Управление пассажирскими перевозками” Под автоматизированной системой управления пассажирскими перевозками (АСУ-Л) на железнодорожном транспорте подразумевается система, которая на базе вычислительной техники и современных экономико-математических и автоматизированных технологических процессов в единое целое, а в перспективе - наращивать темпы автоматизации технологических функций. Информационные технологии основных технологических процессов пассажирского хозяйства должны разрабатываться применительно к соответствующей подсистеме “Экспресс-3”. Такими подсистемами должны быть: 1. Автоматизированная подсистема “Билетно-кассовых операций”. 2. Автоматизированная информационно-справочная подсистема “ЭКАСИС”. 3. Автоматизированная подсистема нормативно-справочной информации “РАСПИСАНИЕ”. 4. Автоматизированная подсистема финансового, статистического учета и взаиморасчетов за пассажирские перевозки “ЭФИС”. 5. Автоматизированная подсистема управления багажной работой “ЭСУБР”. 6. Автоматизированная подсистема управления парком пассажирских вагонов “АСУ ПВ”. 7. Автоматизированная подсистема “СЕРВИС”. Автоматизированная подсистема регулирования пассажирских перевозок “АСУ-Л”. Управление продажей билетов является важной частью организации пассажирских перевозок. Широкое распространение нашли такие формы обслуживания, как оформление проездных документов от другой станции сети, на обратный выезд, с предварительным бронированием мест и заказы по телефону с доставкой на дом или по месту работы. Информационное обеспечение подсистемы АСУ-Л создается для дорожного и сетевого уровней. Дорожный уровень функционирования предполагает сбор, хранение, обработку информации в головном ВЦ “Экспресс-2” для поездов “своего” формирования. Для сетевого уровня управления информационные массивы формируются в региональных ВЦ “Экспресс-2”, затем по межмашинным запросам передаются в ВЦ “Экспресс-2” Московской ж.д. и на верхний уровень управления (ЦЛ МПС). Функциональная структура подсистемы АСУ-Л включает в себя комплекс экономико-математических, технологических, организационных методов, обеспечивающих решение задач оперативного регулирования и долгосрочного планирования пассажирских перевозок. В условиях перехода к рынку возникла необходимость в управлении экономическими результатами работы. Вопросы оперативного и долгосрочного планирования должны решаться на основе экономических интересов отрасли. К сожалению, убыточность пассажирских перевозок в последние годы продолжает оставаться на высоком уровне, составляя в среднем по сети - 67%. Обусловлено это целым рядом причин, одна из которых - неудовлетворительное использование вместимости подвижного состава. Технические показатели АСУ «Экспресс-3»
Общие технические показатели АСУ “Экспресс-3”, которые относятся ко всем системам, устанавливаемым на дорогах СНГ и Балтии, приведены в таблице 1. Таблица 1.
Технические средства системы «Экспресс –3» Все микропроцессоры АСУ “Экспресс-3” представляют единый вычислительный комплекс системы, управляемый с одной консоли (пульта). Терминальное оборудование АСУ “Экспресс-3” будет включать в себя как старые терминалы АСУ “Экспресс-2”, работающие по протоколу BSC-3, так и новые, которые смогут работать по двум протоколам: старому BSC-3 и новому Х-25. Количество терминалов существенно расширится за счет установки их в пригородных кассах, а также подключения ПЭВМ, которые будут выполнять разнообразные функции, не связанные непосредственно с продажей проездных документов. Терминалы, устанавливаемые в пригородных зонах, должны иметь специальное печатающее устройство и позволять по аналогии с перевозками в дальнем сообщении автоматизировать весь финансовый и статистический учет, включая учет почасового пригородного пассажиропотока. Кроме этого будет создано гибкое централизованное оперативное управление из АСУ “Экспресс-3” пригородными тарифами по дням недели и месяца. Переход от АСУ “Экспресс-2” к АСУ “Экспресс-3” может осуществляться поэтапно по мере приобретения дорогами новых технических средств. Необходимо приобретать оборудование IBM-9672 и работать на нем на первом этапе со старой операционной системой TKS. На последующих этапах ОС TKS будет заменяться на ОС/390. Совершенствование информационных технологий данных подсистем АСУ “Экспресс-3” должно строиться на новой базе технических средств ЭВМ типа ИБМ-9672 и новой операционной системы программных средств ОС-390 с использованием систем управления базами данных (СУБД) типа DB-2, ORACL, ADABAS. При этом должны быть существенно расширены объемы памяти ЭВМ по сравнению с действующими системами “Экспресс-2”
|