![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические, организационные, методологические основы БЖДСтр 1 из 30Следующая ⇒
План лекции 1. Введение. Актуальность и современное состояние вопросов безопасности в РФ. 2. Место БЖД в системе знаний о безопасности человека. 3. Цели и задачи БЖД как учебной дисциплины. 4. Основные понятия, термины, определения. 5. Модель процесса деятельности как логическая схема построения курса БЖД. 6. Аксиома о потенциальной опасности деятельности.
1. Введение. Актуальность и современное состояние вопросов безопасности в РФ
Безопасность деятельности - одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен и до наших дней. Человек всегда стремился обеспечить свою безопасность. С развитием промышленности эта задача потребовала специальных знаний. В наше время проблемы безопасности еще больше обострились. Мир, в котором, мы живем, полон опасностей. Многие достижения научно-технического прогресса, обеспечивающие защиту человека от стихийных бедствий и эпидемий, одновременно сопровождаются появлением новых опасностей. Так, успехи ядерной физики породили проблему радиационной опасности, с развитием химии связано усиление токсичных воздействий на человека. Технические системы и производства, созданные на Земле, привели к росту потенциальных опасностей для всего населения. Энергетические возможности человека стали соизмеримы с природными. По мере развития цивилизации человеческое сообщество вынуждено постоянно решать проблемы безопасности, стремясь повысить защищенность человека. О неудовлетворительном состоянии вопросов безопасности у нас в стране говорит статистика аварий, экологических катастроф, травматизма и заболеваемости среди населения. Так, число погибших от несчастных случаев в России за последние 5 лет возросло в 1, 7 раза и составило 254 тысячи человек за год. Число инвалидов составляет 4.700.000 человек. При этом сфера производства перестала быть самой опасной. Наибольшую опасность стал представлять транспорт (84.059 человек), отравления (29.666 человек), криминализация общества дала 33.456 убийств и 45.909 самоубийств 69.834 пропало без вести. Относительные показатели гибели людей от техногенных аварий в России в 2-3 раза выше, чем в промышленно развитых странах. Остаётся крайне сложной экологическая обстановка. В настоящее время почти 70.000.000 человек дышат воздухом, насыщенным опасными веществами при концентрации в 5 и более раз превышающей предельно допустимую. В 2009 году в 84 городах России отмечался уровень загрязненности воздуха в 10 и более раз превышающий санитарно-гигиенические нормы. От 20 до 30 % общих заболеваний населения промышленных центров обусловлено именно этими причинами. Около трети всех проб воды из российских водоемов не отвечают санитарным требованиям для питьевого водоснабжения по своим химическим показателям и почти четверть - по бактериологическим. 15 % территории России признаются зонами с кризисной экологической обстановкой. Продолжительность жизни сокращается (59 лет для мужчин), смертность превысила рождаемость, ожидается повсеместное продолжение снижения уровня здоровья населения. Происходящие в стране политические и социально-экономические процессы осложняют обстановку. Декларации в области прав человека не учитывают, что первейшее из прав человека цивилизованного общества - это право на жизнь с допустимым уровнем безопасности. В чем причины неудовлетворительного состояния вопросов безопасности? Можно выдвинуть целый комплекс причин экономического, правового, научно-образовательного и организационного характера, влияющих на состояние вопросов безопасности 1) в стране не созданы экономически побуждающие мотивы для того, чтобы заниматься вопросами безопасности, будь то в сфере производства или в области охраны окружающей среды. Стоимость жизни и здоровья человека экономически не оценены (нет стоимостного эквивалента), а, следовательно, отрасль крайне нерентабельна, и капитальные вложения, направленные на решение вопросов безопасности, экономически нецелесообразны 2) несовершенна юридическая и правовая базы безопасности. Вследствие этого ни проектировщик, ни работодатель не обременены ответственностью в области безопасности. В законодательстве нет четких критериев ответственности (материальной, уголовной) за нарушение требований безопасности; 3) низкий уровень решения организационных вопросов безопасности (подбор и расстановка кадров, их аттестация, контроль за выполнением принятых решений и соблюдением технических и правовых норм экологической и производственной безопасности); 4) необразованность и некомпетентность в вопросах безопасности, а также низкая экологическая культура, как руководителей всех рангов, работодателей, так и населения в целом. Это основные причины неудовлетворительного состояния безопасности. В умонастроениях специалистов в области безопасности независимо от их интеллектуального уровня, социального или должностного положения, рода занятий и возраста продолжает доминировать житейско-философское пренебрежение к феномену опасности. Теория безопасности часто подменяется соображениями так называемого " здравого смысла". Первопричина такого положения двояка, она заключается в отсутствии досконально разработанной научной концепции и теоретических основ, а также системы непрерывного образования в области безопасности. К сожалению, в нашей стране нет ни одного научного учреждения, занимающегося разработкой теории безопасности, а ведь именно теоретические положения являются начальным этапом в становлении любой научной дисциплины и, в частности, " Безопасности жизнедеятельности".
2. Место БЖД в системе знаний о безопасности человека.
БЖД как научная и учебная дисциплина находится на стадии становления. Отрабатываются ее концептуальные положения, структура и содержание. На наш взгляд наиболее рационален подход, который в рамках единого курса на основе общих концептуальных теоретических положений безопасности деятельности человека объединяет знания в области " Охраны труда", " Охраны окружающей среды" и " Гражданской обороны", т. е. на основе общих научно-методических подходов, рассматривает вопросы безопасности в различных ситуативных условиях. Аргументами в пользу введения единого курса является следующее: - единым остается объект исследования - здоровье человека, являющееся основным богатством общества, которому безразлично, в результате, чего потеряно здоровье: на производстве, вследствие экологических катастроф или в результате их совокупного воздействия; - в основе курса БЖД лежат общие понятия опасных и вредных факторов, имеющих единую классификацию и природу воздействия на человека во - всех сферах его деятельности; - единый курс имеет большие методические возможности для проблемного подхода к обучению, позволяет поднять научность и престижность предмета, дает более глубокие мировоззренческие понятия. БЖД является интегральной учебной дисциплиной, опирающейся на знания в области экологии, физики, химии, математики, ряда технических дисциплин (теория машин и механизмов, теория прочности и надежности, технология производств), физиологии и психологии человека, токсикологии и гигиены, социологии и экономики. Структура курса БЖД может быть различной, однако с* учетом приемлемости накопленного опыта преподавания в ВУЗе дисциплин, связанных с безопасностью человека, целесообразно представить ее в виде четырех основных блоков (разделов): 1) теоретические основы и методология безопасности деятельности чело века; 2) производственная (технологическая) безопасность; 3) экологическая безопасность; 4) безопасность в чрезвычайных ситуациях. Учитывая, что некоторые факторы воздействия на человека со стороны среды обитания могут проявляться в различных сферах, целесообразно рассматривать их в тех разделах, для которых они наиболее характерны. Так, например, ионизирующие излучения будут рассмотрены в разделе " Безопасность в чрезвычайных ситуациях", а шум - в разделе " Технологическая безопасность", хотя оба из указанных факторов определяют и экологическую безопасность. Общая структура курса и его связь с учебными дисциплинами представлена на рис.1.
Предметные связи и структура БЖД
Рис. 1
3. Цели и задачи БЖД как учебной дисциплины.
Основная цель курса " Безопасность жизнедеятельности" - вооружить выпускника ВУЗа теоретическими знаниями и практическими навыками в области безопасности во всех сферах его деятельности, рассматривая при этом полученное образование как элемент общетехнической культуры специалиста и базис технологий достижения социально обоснованного уровня безопасности. Достижение поставленной цели в процессе обучения базируется на решении следующего ряда задач: - разрушение сформировавшегося в обществе стереотипа философско-пренебрежительного отношения к вопросам безопасности; - формирование приоритетов здоровья и приемлемого уровня безопасности человека перед всеми другими мнимыми ценностями жизненного благополучия - освоение методик идентификации опасностей на основе системного анализа процессов взаимодействия в системах " Человек - Машина - Окружающая среда " с учетом психофизиологических особенностей жизнедеятельности; - формирование обоснованных подходов к проектированию новой техники и технологических процессов, а также к принятию управленческих решений с учетом современных требований экологии и безопасности; - овладение методологией прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций.
4. Основные понятия, термины, определения.
В любой научной и учебной дисциплине существенное значение имеет терминологический аппарат. БЖД оперирует рядом таких понятий. Определим основные из них. Безопасность жизнедеятельности - это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента: опасность, человек, защита. Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления и процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Опасность - это следствие воздействия на человека некоторых факторов обитания. При несоответствии этих факторов характеристикам человека как биологического объекта возникает феномен опасности. При детальной декомпозиции деятельного процесса можно выделить два вида неблагоприятных факторов воздействия среды обитания на человека. Вредный фактор - такое воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к постепенному ухудшению состояния здоровья, заболеванию или снижению работоспособности. Опасный фактор - воздействие на человека, которое в определенных условиях приводит к травме или другому внезапно резкому ухудшению здоровья. Приведенные определения опасных и вредных факторов справедливы для их проявления в процессе любой деятельности человека (в производственной, бытовой и природной среде). Указанные факторы при их классификации (ГОСТ 12.0.003-74) не подразделяются на опасные и вредные. Это в какой-то степени справедливо, т. к. вредный фактор при своем количественном возрастании может перейти в опасный (например, шум). Необходимо подчеркнуть, что вредный фактор всегда оценивается с количественной стороны и может быть постоянно действующим в течение какого-то времени. Опасный же фактор чаще всего носит вероятностный характер возникновения (проявления). Опасные и вредные факторы особо высокой интенсивности в условиях чрезвычайной ситуации (авария, катастрофа и т.д.) часто называют поражающими факторами. По характеру взаимодействия с человеком указанные факторы можно разделить на активные и пассивные, при этом активные подразделяются в зависимости от их природной основы, а пассивные - от особенностей способа их активизации (см. рис.2).
Классификация опасных и вредных факторов Рис. 2
Факторы характеризуются потенциалом (уровнем), качеством, временем существования или воздействия на человека, вероятностью проявления размером зоны действия. Потенциалом определяется количественная сторона фактора (уровень шума, концентрация вредных веществ, напряжение электрического тока и т.д.). Качество отражает специфические особенности фактора, влияющие на организм человека (частотный состав шума, дисперсность пыли, род тока и т.д.). Пространство, в котором постоянно действует или периодически возникают опасные и вредные факторы, принято называть опасной зоной. опасные зоны по пространственным характеристикам могут быть локальными и развернутыми, а по времени - постоянными и временными. Материальные объекты, являющиеся носителями опасных и вредных факторов, называются источниками опасности. Деятельность - форма активного отношения человека к окружающему миру. Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасности. Риск - количественная оценка опасности, определяется как частота или вероятность возникновения неблагоприятного с точки зрения безопасности события. Например, риск гибели человека на производстве у нас в стране
здесь: n - число летальных исходов за год; N - общее число работающих. Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный раз личными причинами (данные США)
автотранспорт - 3*10-4 падение - 9*10-5 пожар и ожог - 4*10-5 станочное оборудование - 1*10-5 огнестрельное оружие - 1*10-5 воздушный транспорт - 9*10-6 железнодорожный транспорт - 4*10-6 электрический ток - 6*10-6 молния - 5*10-7 ядерная энергия - 2*10-10
Приемлемый риск Rпр = 1*10-6, хотя это понятие субъективно. Сравните добровольный риск при пользовании автотранспортом (R = 3*10-4) и при использовании энергии атомных электростанций (R = 2*10-10).
5. Модель процесса деятельности как логическая схема построения курса БЖД
Для пояснения логики построения курса БЖД рассмотрим модель деятельности человека (см. рис. 3). Ее можно представить в виде системы из двух основных сложных подсистем: человек и среда, между которыми установлены реактивные связи (отношения). Данная бинарная система по своему назначению является двухцелевой. Первая цель – созидательная - достижение определенного хозяйственного эффекта, вторая цель – запретительная исключение нежелательных последствий (проявление опасностей). В курсе БЖД нас интересует вторая цель, т.е. исключение нежелательных, опасных последствий деятельности. Модель процесса деятельности Рис. 3
Логика изучения курса состоит в том, чтобы в результате рассмотрения особенностей поведенческой деятельности человек и аномальных состояний среды обитания найти условия их безопасной совместимости.
|