Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рынок труда и социальная политика в современной России
Ситуация на рынке труда России в последние несколько лет характеризовалась ухудшением положения. Ускорился рост безработицы, увеличилась текучесть рабочей силы, сократилось число вакансий, увеличились масштабы застойной безработицы. Значительные группы трудящихся регулярно отправлялись в неоплачиваемые отпуска. Особенностью отечественного рынка труда является наличие большого числа женщин среди безработных, а также достаточно высокий образовательный уровень незанятого населения (> 50% - лица с высшим и средне-специальным образованием). Имеются существенные различия в территориальном и отраслевом аспектах проблемы. Однако масштабы безработицы оказались неадекватны спаду производства. Факторы, определяющие такую ситуацию: 1) патерналистская ориентация дирекции предприятий; 2) отсутствие реального механизма банкротства; 3) поддержание искусственной занятости за счет отказа от платежей смежникам, задержке в выплате заработной платы, неоплачиваемых отпусков и т.д. Фактически сложилась ситуация скрытой безработицы. Поэтому, говоря об ухудшении ситуации на рынке труда, имеют в виду не только рост безработицы, но и усиление нерационального характера занятости, отсутствие необходимых сдвигов в структуре рабочей силы. Проблемы российского рынка труда: 1) на фоне падения рождаемости и увеличении смертности происходит старение экономически активного населения; 2) сохраняется значительный удельный вес ручного малоквалифицированного труда в промышленности; 3) сложилась сильно деформированная структура занятости с преобладанием добывающих отраслей, производством средств производства и ВПК; 4) отсутствие развитой современной инфраструктуры регулирования рынка труда; 5) низкий уровень профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; 6) социально-психологические установки основной массы трудоспособного населения существенно отличаются от требований складывающегося рынка труда; Следовательно, главным направлением политики государства на рынке труда должен стать процесс рационализации занятости на базе активной структурной перестройки экономики. Это делает безработицу неизбежной. Задача - удержать ее на социально приемлемом уровне, не блокируя при этом процесс модернизации народного хозяйства. Задачи, решение которых должно помочь достичь эти цели: 1) принятие ряда федеральных законов, дополняющих уже существующие законодательные акты, с целью создания нормативно-правовой базы формирования и регулирования отечественного рынка труда; 2) достижение более высокой степени координации между различными государственными органами, действующими в этой сфере; 3) сочетание усилий государства, профсоюзов, союзов предпринимателей, отдельных граждан в решении проблем занятости, отработки механизма социального партнерства; 4) создание общенациональной системы оперативного сбора информации о спросе и предложении на рынке труда; 5) развитие сети специализированных учреждений службы занятости; 6) реформа системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров; 7) проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение профессиональной, отраслевой и территориальной мобильности рабочей силы; 8) разработка государственных программ повышения занятости для депрессивных отраслей и регионов, а также наиболее социально уязвимых групп населения; 9) учет при проведении бюджетной, кредитно-финансовой, инвестиционной политики задач в сфере занятости. Государственная политика в сфере регулирования социальных процессов должна исходить из необходимости смягчения последствий перехода к рыеку для наименее защищенных слоев населения. Совершенствовать систему социальной защиты предполагается по следующим двум направлениям: 1. Увеличить роль социального страхования в социальной защите населения: а) расширить самострахование трудящихся при одновременном повышении оплаты их труда, введение индивидуальных счетов во всех государственных страховых фондах; б) введение страхования наемных работников от несчастных случаев и профзаболеваний за счет работодателей на основе дифференциации тарифов по отраслям и видам производств; в) расширение функций медицинского обслуживания, основанных на обязательной страховой медицине; г) усиление адресности социальной помощи населению, ее взаимосвязь с нуждаемостью, подтвержденной проверкой доходов семей, а также с наличием в них детей и лиц, утративших трудоспособность. д) реформирование системы пенсионного обеспечения.
|