Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стиль управления и руководства
Стиль управления - это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления должна достигаться удовлетворенность работой и поощряться производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует и говорить о преимущественности того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации. Выбор того или иного стиля руководства определяется взаимодействием объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся: - содержание выполняемой деятельности (например, производственной, правоохранительной, воинской и др.); - мера трудности решаемых задач, сложность условий, в которых осуществляется их решение (например, в экстремальных ситуациях); - иерархическая структура руководства и подчинения; - социально-политическая ситуация и др. К субъективным факторами относятся: - психологическиe свойства нервной системы (темперамент); - свойства характера; - направленность, способности человека; - привычные способы деятельности, общения, принятия решений. В зависимости от субъективных факторов складывается тип руководителя. В приложении 5.3 предлагаются характерные с позиций психоанализа типы руководителей. На рисунке 5.1. представлен континуум стилей руководства. Континуум, т.е. непрерывности, неразрывности явлений и процессов, где одна крайность - руководитель, ориентированный на задачу, работу, и другая крайность - руководитель, ориентированный на сотрудников, Рис. 5.1. Континуум стилей руководства. 1. руководитель принимает решение сам и его объявляет; 2. руководитель предлагает решение сотрудникам; 3. руководитель представляет идеи, вызывает, порождает вопросы, отвечает, объясняет свои идеи и решения; 4. руководитель представляет пробное решение, которое можно и изменить после обсуждения; 5. руководитель представляет проблему, слушает и учитывает предложения сотрудников, находит взаимоприемлемое решение; 6. руководитель ставит определенные границы и предлагает группе найти решение; 7. руководитель позволяет сотрудникам действовать свободно в существующих рамках. Суммирую открытия в области управления эффективностью предприятий, американский социальный психолог Ренсис Лайкерт предлагает 4 базовые системы стилей управления (таб. 5.1.). Таблица 5.1. Четыре базовые системы стилей управления Р. Лайкерта
|