Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальность культурологической направленности начального обучения русскому языку.






Тема 1.

Основные методологические подходы в современном российском образовании.

План: 1. Актуальность культурологической направленности начального обучения русскому языку.

2. Культурная детерминированность современного начального образования.

3. Методология духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

 

Актуальность культурологической направленности начального обучения русскому языку.

Система образования в любом типе общества выступает важнейшим инструментом формирования и поддержания его социального, экономического, политического и культурного единства. Благодаря образованию определяется личность человека, ее жизненная позиция и ценностные ориентации, ее мировоззрение и мироотношение, самоидентификация и приобщение к культуре. Принципы гуманистических позиций образования, как системы саморазвития личности, способной продуктивно реализовывать себя в совре­менных условиях, сформулированные в национальных образовательных доктринах (Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения), послужили основой становления системы личностно ориентированного образования. Однако в условиях новых социальных реалий в России, при расширении масштабов межкультурного взаимодействия, переходе человечества к по­стиндустриальному, информационному этапу своего развития и экономике, основанной на быстро обновляющихся информационных технологиях и знаниях, на передний план выходят новые социальные запросы, определяющие новые цели образования и стратегию его развития. С учетом общенациональных интересов и общих тенденций мирового развития, современный государственный заказ в образовании «направлен на воспитание поколения граждан страны, владеющих знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими активно и эффективно действовать в условиях инновационной экономики, на воспитание их в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с общечеловеческими и традиционными национальными ценностными установками» [1]. Таким образом, государственная политика в области образования, ориентированная на свободное развитие духовно-нравственной личности, ее самоопределение и самореализацию, на формирование российского самосознания и самоидентичности, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, а так же безусловный приоритет ценностно-нормативного (духовно-нравственного) ядра содержания новых федеральных государственных образовательных стандартов определили актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне. Данное обстоятельство предполагает применение эффективной методики практической реализации идей и принципов развития, воспитания и социализации (самоопределения и самореализации) учащихся средствами родного языка в парадигме личностно развивающего образования.

В настоящее время теория и практика обучения русскому языку как родному располагает значительным количеством исследований, посвященных реализации культурологического (культурно-исторического) и аксиологического подходов к содержанию образования. Тем не менее, в этих работах исследователи, во-первых, не касались проблемы реализации эпистемической функции русского языка (эпистемологического подхода к на­чальному языковому образованию); во-вторых, не предлагали обоснованной классифи­кации базовых национальных ценностей; в-третьих, недооценивали методологию, что не позволяло раскрыть учащимся целостную национальную языковую картину мира. На на­учно-теоретическом уровне актуальность решения проблемы осознания младшими школьниками российских национальных ценностей средствами русского языка как родного определяется уже тем, что данная проблема была поставлена в ряде работ отече­ственных методистов (М.Р. Львов, Е.Н. Леонович), но не была решена в конкретных методических разработках, учебниках и программах начального обучения русскому языку. Кроме того, в парадигме личностно развивающего образования современная методика начального языкового образования остро нуждается в научно обоснованной целостной педагогической концепции обучения, развития, воспитания и социализации обучающихся, способствующей формированию российского самосознания младших школьников.

На научно-методическом уровне актуальность разработки концепции осознания младшими школьниками российских национальных ценностей средствами русского языка связана с тем, что при расширении вариативного образовательного пространства в современной практике преподавания русского языка как родного в рамках культурологического (культурно-исторического), аксиологического и эпистемологического подходов к содержанию начального языкового образования при акцентировании внимания на воспита­тельном потенциале родного языка, его неразрывной связи с историей, духовной культурой и менталитетом русского народа, отсутствует линия, отражающая единые подходы, методы и формы самоопределения личности средствами русского языка, ее интеграции в национальную и мировую культуру. Неразработанность данной методической проблемы, нерешенность ее в программах и учебниках по русскому языку как родному для начальной школы делают данную проблему весьма актуальной. В связи с этим осознается не­обходимость в практической реализации осознания младшими школьниками российских национальных ценностей средствами русского языка, что предполагает разработку педагогической концепции обучения, развития, воспитания и социализации (самоопределения) обучающихся, способствующей формированию российского самосознания, и ее реали­зацию в учебниках нового поколения.

Таким образом, актуальность современных подходов, обеспечивающих осознание младшими школьниками российских национальных ценностей средствами русского языка, обусловлена тем, что в теории и практике обучения русскому языку как родному обострились следующие противоречия:

- между социальным заказом, определяющим стратегическую цель начального языкового образования – обеспечение социализации (самоопределения и самореализации) личности - и неопределенностью содержательных характеристик национальных ценностей, обеспечивающих формирование российского самосознания младших школьников;

- между определением в качестве цели начального языкового образования осоз­нания учащимися русского языка как национально-культурного феномена и отсутствием концептуальных основ классификации базовых национальных ценностей (концептов, эпистем), нашедших свое отражение в современном русском литературном языке;

- между потребностью в начальном языковом образовании личностно развивающих технологий, содействующих формированию российского самосознания, и недостаточным дидактическим и методическим обеспечением данного процесса в начальной школе, выраженном, прежде всего, на уровне учебников и учебных пособий по русскому языку как родному.

Данные противоречия обусловили актуальность учебного курса и его основную проблематику, которая заключается в лингвометодическом обосновании эпистем современного русского литературного языка как основы самоопределения личности младшего школьника и потенциальных возможностей организации осознания младшими школьниками российских национальных ценностей средствами русского (родного) языка в парадигме личностно развивающего образования. Ведущая идея курса состоит в том, чтобы представить методические подходы к успешному самоопределению личности младшего школьника на основе начального обучения русскому языку как родному.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал