![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поведенческий подход
Эффективен при стремлении повысить личную мотивированность работников. Один из используемых методов - система должностных характеристик. В основу метода положен тезис о том, что на желание работать и степень удовлетворенности работника оказывают влияние четыре основных психологических параметра: значимость данной должности в представлении работника; оценка важности и нужности выполняемой им работы; степень ответственности, которую испытывает работник по отношению к результатам своего труда; регулярная оценка итогов деятельности работника. Чем выше каждая их этих оценок, тем больше желания работать. Анализ должности, ее описание и спецификация имеют большее значение, когда требуется определить, может ли быть повышена эффективность работы по какому-либо конкретному параметру. Перед тем, как увеличить эффективность рабочего процесса, следует: 1. Осмыслить результаты анализа должности. 2. Рассмотреть личные склонности работника по отношению к собственной деятельности. Проектирование рабочего процесса дает возможность создать модель должности и на ее основе - должностные инструкции, регламентирующие назначение и место работника в организации и являющиеся наиболее массовыми документами. Они должны разрабатываться для каждой должности, включенной в штатное расписание организации. Нормативная регламентация деятельности персонала Нормативная система организации - совокупность норм, прямо или косвенно регулирующих деятельность организации. Нормативная система организации содержит в себе два типа норм. Первый тип регулирует собственно производственный процесс, а второй - организационные процессы, направленные на воспроизводство самой организации как целостной системы. Термин «регламент» французского происхождения - это совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, предприятия, учреждения, организации, а также порядок проведения заседаний и конференций. Существующие регламенты можно классифицировать для предприятия в зависимости от элементов системы управления: § регламенты, регулирующие деятельность организации в целом как единого юридического лица (устав, договор учредителей, концепция развития, правила внутреннего трудового распорядка и др.); § регламенты, регулирующие работу персонала, рассматриваемого, в свою очередь, как совокупность взаимосвязанных групп работников (положение о подразделении, модели рабочих мест, должностные инструкции, контракты, правила поведения студентов в вузе и др.); § регламенты по информационному обеспечению (делопроизводство, документы, классификаторы, типовые банки данных и др.); § регламенты, регулирующие порядок работы с техникой (размещение, паспорт, инструкции по эксплуатации и др.); § регламенты, нормирующие процесс управления (матрица функций, графики процессов, технологические карты и др.). Схема классификации регламентов приведена в приложении 10.1. Более подробно остановимся на регламентах, которые используются в работе службы персонала организации. 1. Правила внутреннего распорядка Правила внутреннего распорядка представляют собой документ, регламентирующий порядок работы организации: - приём и увольнение сотрудников; - время труда и отдыха; - основные обязанности сотрудников и администрации; - меры поощрения и взыскания. Исходными данными для составления Правил являются: - Конституция (Основной Закон) РФ; - Гражданский кодекс; - Кодекс законов о труде; - Всеобщая декларация прав человека ООН; - постановления правительства по труду и социальным вопросам; - устав организации; - договор учредителей организации; - концепция развития организации; - коллективный договор. Типовые Правила состоят из следующих основных разделов: - общие положения; - порядок приема и увольнения сотрудников; - время труда и отдыха; - основные обязанности сотрудников; - основные обязанности администрации. Дополнительно, в случае отсутствия таких документов, как концепция развития предприятия и положение о служебной тайне, в Правила могут включаться разделы: - требования к сотрудникам; - условия оплаты труда; - социальные блага и гарантии; - служебная тайна. Правила широко используются в практике деятельности предприятий, однако не всегда отражают изменения законодательства РФ и увязываются с другими регламентами предприятия. 2. Положение о подразделении Положения о подразделениях создаются с целью определения их функций и эффективной координации деятельности. Положение о структурном подразделении является основным нормативным документом, регламентирующим назначение и место подразделения в организации, его структуру, основные функции и задачи управления, права, ответственность и формы поощрения работников подразделения. Положение о подразделении утверждается руководителем организации с указанием даты и скрепляется печатью. Положение о структурном подразделении состоит из пяти разделов: - общая часть; - функции и задачи; - права; - ответственность; - поощрения. Пример Положения о подразделении представлен в приложении 10.2. 3. Штатное расписание Штатное расписание является документом, которым определяются структура организации и численность должностей по каждому наименованию в конкретных подразделениях и в целой организации. В соответствии с Кодексом Законов о труде Российской Федерации штатная структура и штатное расписание разрабатываются организациями самостоятельно. Штатное расписание составляется по установленной форме и утверждается по состоянию на 1 января ежегодно. Пример формы штатного расписания приведен в приложении 10.3. Переутверждение штатного расписания на предстоящий год не обязательно, если в него вносились незначительные изменения или они вовсе не вносились. В этом случае оформляется перечень изменений. Порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем. В каждое структурное подразделение должны включаться штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном. Общее количество должностей по штатному расписанию должно соответствовать расчетной численности по фонду заработной платы, предусмотренной в смете. Наименование структурных подразделений и должностей в них пишутся в именительном падеже в соответствии с перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными Министерством труда и социального развития Российской Федерации. В штатном расписании проставляется итоговая численность должностей. Должности, по которым предусматриваются неполные штатные единицы, указываются в соответствующих долях (0, 25, 0, 5, 0, 75). По группе работников, которым установлена сдельная оплата труда, в штатном расписании указывается общее число работников этой группы. 4. Должностные инструкции Должностные инструкции - внутренний правовой документ организации, регламентирующий назначение и место работника в аппарате управления, функциональные обязанности, права, ответственность и поощрение работника при осуществлении им служебной деятельности согласно занимаемой должности. Должность - служебное место, связанное с использованием определенных служебных обязанностей и определенной ответственности. Должностная инструкция разрабатывается исходя из задач и функций, возложенных на конкретное структурное подразделение предприятия в соответствии с его штатным расписанием. Должностная инструкция должна составляться по каждой штатной должности предприятия, носить обезличенный характер и объявляться сотруднику под расписку при заключении контракта, в том числе при перемещении на другую должность, а также при временном исполнении обязанностей по должности. В должностной инструкции указывают наименование подразделения предприятия, конкретной должности, реквизиты согласования и утверждения. Должностная инструкция состоит из следующих разделов: I. Общие положения. II. Права. III. Обязанности. IV. Ответственность (см. приложение 10.4). В раздел могут быть включены другие пункты, уточняющие и конкретизирующие ответственность сотрудника. Должностная инструкция должна быть согласована с юридическим отделом (юрисконсультом) организации. При необходимости она согласовывается с другими функциональными подразделениями предприятия и вышестоящим руководителем, курирующим соответствующее направление деятельности организации. Согласованную и утвержденную должностную инструкцию заверяют печатью предприятия и хранят в отделе кадров предприятия в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства в организации. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения руководителем предприятия или другим должностным лицом, уполномоченным на это, и действует до ее замены новой должностной инструкцией. Требования должностной инструкции являются обязательными для сотрудника, работающего в данной должности, с момента его ознакомления с инструкцией под расписку и до перемещения на другую должность или увольнения из организации. Дисциплина труда Дисциплина - обязательное для каждого работника, для каждой организации подчинение установленному порядку и правилам. По способу подчинения дисциплина делится на принудительную и добровольную. Дисциплину можно классифицировать по видам социальных норм. Таким образом, можно выделить экономическую, политическую, финансовую, трудовую и другие виды дисциплины. При более дробной классификации можно выделить большее количество видов дисциплины. Например, отношения по поводу соблюдения технологических норм образуют технологическую дисциплину, отношения по поводу соблюдения плановых норм - плановую дисциплину и т. д. Дисциплина в фирме - показатель уровня ее организации. Производственная дисциплина - строгое и точное соблюдение необходимого порядка работы каждым участником процесса производства. Можно выделить три вида трудовой дисциплины: § исполнительская дисциплина - исполнение каждым сотрудником своих обязанностей. Недостаток этого вида дисциплины, хотя он очень привлекателен, например, для государственной службы, состоит в том, что работнику не предоставляют права и, более того, не хотят, чтобы он их имел и проявлял какую-либо активность; § активная дисциплина - использование прав при исполнении обязанностей. Этот вид дисциплины более предпочтителен, так как работник проявляет в своем поведении активность - активно пользуется своими правами; § самодисциплина - это исполнение работником своих обязанностей и исполнение им своих прав на основе самоуправления.
|