![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендуемая ширина проходов в торговых залахСтр 1 из 9Следующая ⇒
ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ И ПОМЕЩЕНИЙ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Предприятия розничной торговли
Основным видом предприятий розничной торговой сети являются магазины. Магазины различают: · по профилю торговли – неспециализированные (продовольственные, промтоварные, смешанные) и специализированные (узко специализированные, комбинированные и универсальные); · по формам торговли – с продажей через продавцов и с современными прогрессивными формами торговли (самообслуживание, торговля по образцам, с открытой выкладкой товаров, с заказом товаров); · по объемно-планировочной структуре здания – отдельно стоящие и встроенно-пристроенные (к жилым домам и объединенные с другими предприятиями обслуживания в составе торговых центров).
Генеральный план участка Магазины проектируют как элементы общей системы обслуживания населения и размещают на улицах, магистралях и площадях, вблизи остановок общественного транспорта, на путях движения основных потоков населения. При размещении магазина следует обеспечивать исключение пересечений потоков покупателей с путями грузового транспорта. Земельный участок магазина должен состоять из зоны для покупателей (площадки для отдыха, сезонной торговли и отдельно стоящих витрин) и зоны разгрузки товаров (подъезды для автотранспорта, разгрузочные места и площадки). Стоянки автомобилей следует располагать не далее 150 м от входов в магазины. Примерные расчетные площади участков на 1 объект следующие (га): · - магазин промышленных товаров – 0.1 – 0.2; · - магазин продовольственных товаров – 0.2; · - универмаг, специализированный магазин – 0.25 – 0.4. Генеральный план участка отдельно стоящего магазина (рис.)следует зонировать, выделяя пешеходную зону, преимущественно перед главным фасадом здания и хозяйственную зону с организацией площадки для грузовых машин, опущенной, как правило, на 1.1 – 1.2 м относительно отметки пола первого этажа здания. Вдоль всех фасадов должен быть обеспечен проезд пожарных машин на расстоянии 5 м для одноэтажных зданий и 8 м для зданий большей этажности. Пешеходную зону следует рассматривать как зону отдыха и оснащать ее зелеными насаждениями и объектами архитектуры малых форм и рекламы в зависимости от величины, назначения и значимости магазина. Вблизи пешеходной зоны территория магазина и с учетом остановок городского транспорта и характера окружающей застройки следует предусматривать стоянки для легковых машин. Хозяйственную зону можно изолировать от остальной территории в случае, если это предусмотрено заданием на проектирование, и использовать ее для организации процессов разгрузки и отправки товаров. Рис.5.1. Планировка территории магазина: 1 – здание универсама; 2 – пешеходная зона; 3 – зона сезонной торговли; 4 – летнее кафе; 5 – хозяйственный двор; 6 - автостоянка Организация территории при магазине, встроенно-пристроенном к жилому дому, требует прежде всего изоляции потоков проживающих в жилом доме от движения покупателей и транспортных потоков грузовых машин, доставляющих товары. Для встроенно-пристроенных магазинов рекомендуется рассматривать возможность эксплуатирования кровли над пристроенным объемом, что позволит: · размещать пристраиваемый объем не только со стороны главного фасада, но с ориентацией его на дворовое пространство; · использовать плоскую кровлю над этим объемом для организации дополнительной сезонной торговли или в качестве зоны отдыха для жильцов дома; · повысить декоративные качества кровли пристроенного объема и ее санитарное состояние, что имеет большую значимость при смешанной по этажности застройке. Генеральный план территории, на которой расположен торговый центр, проектируется также с учетом необходимости дифференцирования пешеходных и транспортных потоков в зависимости от расположения отведенной для строительства территории. Рис.5.2. Планировка территории торгового центра: 1 – здание торгового центра; 2 – пешеходная зона; 3 – хозяйственная зона; 4 – автостоянка; 5 – зона сезонной торговли
5.1.2. Объемно-планировочные решения
При выборе объемно-планировочного решения должны обеспечиваться удобства для покупателей, возможность организации торговли по прогрессивным методам, комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и применение средств горизонтального и вертикального транспорта. Помещения магазинов подразделяют на следующие группы: · - торговые помещения (залы торговли, приема и выдачи заказов, демонстрации новых товаров и другие помещения для обслуживания покупателей); · административные и бытовые помещения (конторские помещения, кабинет директора, столовые и буфеты для персонала, главная касса, помещение охраны, здравпункт, гардеробные, душевые, санузлы); · технические помещения (вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, камеры кондиционирования воздуха, электрощитовая, насосная, тепловой узел). Таблица5.1 Рекомендации по составу помещений в продовольственных магазинах (для городов и поселков)
Таблица5.2 Рекомендации по составу помещений в непродовольственных магазинах (для городов и поселков)
Торговые помещения. К оптимальным размерам и положению торгового зала в плане следует отнести квадрат или прямоугольник с соотношением сторон 1/1.5 и примыканием к нему преимущественно по длинной стороне группы кладовых и площадей для подготовки товаров к продаже (в составе кладовых). Эти соотношения могут меняться до 1/2. Планировку торгового зала следует выполнять с учетом следующих рекомендаций: · предусматривать входы-выходы через тамбуры, оборудованные воздушно-тепловыми завесами (в IВ, II-III климатических районах); в IV климатическом районе допускается возможность отказа от устройства тамбуров; в I климатическом районе (кроме IВ) следует предусматривать двойные тамбуры; · эвакуационные выходы из всех этажей располагать с внешней относительно торгового зала стороны расчетного узла (в неконтролируемой зоне); на каждом этаже размещать единый централизованный расчетный узел; торговое оборудование может располагаться по линиям, перпендикулярным расчетному узлу или основным эвакуационным выходам; расчетный узел может проектироваться как по линейной системе, так и двойным рядом (шведский узел);
Рис.5.3. Примерные схемы централизации расчетных узлов: 1 – кассовая кабина; 2 – кассовый аппарат; 3 – стол для упаковки; 4 – прилавок-секция для хранения вещей; 5 – тележки, корзины; 6 - горка · расстояние между рассредоточенными эвакуационными проходами определяется в зависимости от площади торгового зала; при площади торгового зала до 1500 м это расстояние должно быть не менее 10.5 м, а при площади 1500 и более м – не менее 20 м; · ширину проходов между оборудованием в торговых залах следует определять по табл. Таблица5.3 Рекомендуемая ширина проходов в торговых залах
· эскалаторы следует размещать в торговых залах (от 4 и выше этажей), располагая их вне контролируемой зоны, и обеспечивая их дымозащиту; · при проектировании зданий высотой 2 этажа и более следует обеспечить удобства для инвалидов, посещающих магазины, путем устройства пандусов (уклон 1/12), связывающих этаж, или предусматривать крупногабаритные лифты (не менее двух), рассчитанных на вертикальное перемещение покупателей в инвалидных колясках; · в магазинах самообслуживания количество рабочих мест контролеров-кассиров следует принимать соответственно площади торгового зала: в продовольственных магазинах – из расчета 1 рабочее место контролера-кассира на 80-100 м площади торгового зала; в непродовольственных магазинах – 1 рабочее место на 140-160 м площади торгового зала; площадь для расчетного узла должна составлять не более 15% площади торгового зала; · площади кафетерия, сок-баров и т. п. рекомендуется принимать по табл.3 Таблица5.4
|