Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теории происхождения лидерства и руководстваСтр 1 из 3Следующая ⇒
ТЕМА 6. ЛИДЕРСТВО В МАЛОЙ ГРУППЕ. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЛИДЕРСТВА
Социально-психологическая структура коллектива заканчивается выдвижением лидеров в малых группах и в целом в коллективе. Активная разработка концепций лидерского поведения началась накануне второй мировой войны и продолжается до настоящего времени. В основном, все они на первых этапах были построены на основании тезиса о существовании единственно верного пути лидерского поведения. Теории происхождения лидерства и руководства А. Личностные теории или теории черт (Джон Хант) Данный подход включает в себя харизматические теории и личностные теории. Харизматическая теория: (харизма - благодать) лидером может быть не каждый человек, но лишь такой, который обладает определенным набором качеств. Множество исследований предъявляло обширные, но не согласующиеся между собой списки качеств лидера. Личностные теории в большей степени отражали черты экспериментатора, но не черты лидера. Б. Теории стиля или ориентации (Левин, Мак-Грегор, Блейк - Моутон) - эти концепции ориентированы на преобладающий стиль руководства, где определяющим, конституирующим фактором является система установок лидера - ориентировка на задачу, или на человека.
В. Ситуационные теории (Танненбаум - Шмидт, Херсей - Бланшард, Фидлер) - в основном лидерство - продукт ситуации. В различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве. Так как именно это качество необходимо в данной ситуации, то именно этот человек и становится лидером.
Г. Синтетическая теория лидерства или функциональный подход (модель Дж. Адаира). Лидерство - это процесс организации межличностных отношений в группе для достижения целей группы, но на роль лидера претендуют личности совершенно определенного склада.
6.1. Различия в понятиях “лидер” и “руководитель” Чаще всего подразумевается, что руководитель одновременно является лидером организации или некоторой группы внутри организации. Именно поэтому в рамках психологии менеджемента создавались теории лидерства (50-60 гг.), и лишь позднее, убедившись, что на практике подобное положение вещей чаще является желаемым, но не действительным, стали создавать теории руководства. Поэтому важно разграничивать эти понятия (и, соответственно, сферы влияния) - см. таблицу. 1. Определения: Лидерство - это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личности и авторитета человека на поведение группы и эффективность групповой деятельности или процесс, посредством которого отдельные члены группы мотивируют и ведет за собой группу. Лидер – это человек, отвечающий эспектациям (ожиданиям) группы. Р уководство - одна из функций менеджмента, которая связана с управлением людьми при решении какой-либо задачи. Стиль руководства - индивидуально-типические особенности целостной, устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций. Таблица.
2.Формы лидерства и руководства:
На практике лидерство может носить эмоциональный, деловой или информационный характер: - эмоциональный лидер - человек, к которому каждый может обратиться за сочувствием. - деловой лидер - с ним хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, наладить дело. - информационный лидер - к нему все обращаются с вопросами, он может разрешить проблему, дать нужную информацию, помочь с разъяснениями. Руководство тоже может быть определено с разных точек зрения: - какими личными качествами и характерными чертами должен обладать руководитель, - как руководитель должен использовать свое влияние, какой стиль руководства он должен применять или какой стиль руководства будет более действенным, - как руководитель выполняет свою работу - различные функции руководства.
В идеале руководитель должен воплощать в себе все три компонента лидерства и реализовываться во всех трех формах руководства, однако в практике это далеко не так. Разумнее всего занимать следующую позицию: иметь четкое представление о своих собственных возможностях и способностях, о качествах и задатках членов группы; представлять четко формальную и неформальную структуры группы и их взаимосвязь; выявлять неформальных лидеров и превращать их в своих союзников, используя их лидерский потенциал с максимальной отдачей в зависимости от ситуации. Могут существовать более уместные и лучшие способы выполнения заданий, но, когда они противоречат тому, что естественно и привычно для темперамента и является личным стилем руководителя, он может оказаться в неприятном положении. Личность и личностный стиль – очень глубокие понятия. Бороться с личностными особенностями – все равно, что бороться с дьяволом – самоубийство, особенно на работе. Попробовать это где-то на семинаре, может, и легко, но в жизни – нет. Слишком многое формируется в течение длительного жизненного цикла, и каким бы разумным ни казалось нам изменение, оно может быть невозможно. Тот, кто пытается изменить свое естественное поведение, чтобы соответствовать какому-то идеалу или шаблону, наверняка разрушит то, что делает его сегодняшнюю работу эффективной и помогает ему оставаться психологически здоровым.
|