![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура речиСтр 1 из 2Следующая ⇒
О культуре сотрудника органов внутренних дел судят не только по его внешнему виду и манере поведения, но и по умению грамотно говорить, излагать свои мысли. Культура речи — составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передавать свои мысли. Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных возможностей. Язык — это способ выражения мысли, средство общения между людьми, форма выражения характера отношений людей друг к другу. Слово — оружие, которое может нанести рану и даже убить. Но словом можно и поддержать человека в трудную минуту, помочь ему преодолеть трудности, а порой и спасти жизнь человека. Весомость и емкость слова, необъятная значимость его в жизни человека запечатлены народной мудростью в многочисленных пословицах, поговорках, притчах. Вспомним притчу о мудром Эзопе, древнегреческом баснописце. Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: — Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть он принесет нам самое прекрасное, что есть на свете. Хозяин велел позвать Эзопа. —Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете. —Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. —Эзоп, ты же принес язык! А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком Через некоторое время кто-то подсказал хозяину: — Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык. Удивлению гостей нет предела. —Эзоп, ты же опять принес язык! —А разве это не самое ужасное, что есть на свете? Языком мы С этой умной притчей перекликается высказывание Ильи Эренбурга: «Я знаю силу слова, я говорю это с гордостью и горечью. Слово может помочь человеку стать героем, призвать его к благородным поступкам, разжечь в его сердце любовь, и слово может принизить человека, одурманить его, заглушить совесть, толкнуть на низкие дела». Культура языка — это в конечном итоге культура мысли. Чтобы хорошо писать и говорить, надо прежде всего правильно думать. Человек, говорящий неправильно, вызывает к себе насмешливое, пренебрежительное отношение окружающих. Поэтому в народе говорят: «Лучше ногою запнуться, чем языком». Свою мысль всегда старайтесь выражать кратко и ясно. Не засоряйте речь такими бессмысленными выражениями, как: «железно», «законно», «лады» и т.д. Очень обедняют речь часто употребляемые без надобности слова: «так сказать», «значит», «собственно говоря», «понимаете» и другие. Чтобы избавиться от ненужных слов — контролируйте себя. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Красота речи (единство содержания и формы и их соответствие условиям, обстановке, назначению) способствует утверждению красоты во взаимоотношениях как между сотрудниками, так и между сотрудниками и гражданами. Сотруднику в любом звании и должности следует помнить, что его речь, будь то выступление с трибуны, разговор за рабочим столом, с гражданами, обращение к подчиненным перед строем или в непринужденной беседе, в общественном месте, в наряде, целиком раскрывает его личность, интеллект, психологическое состояние. В совершенстве овладеть навыками высокой культуры речи — профессиональная обязанность сотрудников органов внутренних дел. Их речь должна соответствовать следующим требованиям: • быть содержательной, свидетельствовать о глубоком знании того, о чем идет речь; • быть грамматически и литературно грамотной; • быть точной, ясной, краткой и понятной; • быть выразительной, эмоциональной, образной; • при разговоре с гражданами сотрудник должен тщательно подбирать слова, учитывать их психологическое воздействие. • мимика и жесты должны быть сдержанными, четкими, скупыми, ненавязчивыми и соответствовать содержанию речи. Культура речи, как известно, может быть привита сотруднику лишь в том случае, когда она своими основами опирается на высокие образцы и примеры для подражания. «Подобное порождает подобное» — именно это сущностное правило характерно для системы обучения и воспитания. Известно, что воспитать себе подобного может каждый, но не всякий способен взрастить высоко образованного и культурного человека с присущими ему чертами интеллигентности и нравственного совершенства. Вот почему положение о «зеркальном» отражении у воспитуемых качеств воспитателя, в том числе и в сфере речевого общения, предъявляет сегодня значительные требования к облику тех, кто призван руководить и воспитывать. Наиболее привлекательная манера речи в общении отличается плавностью, размеренностью и, конечно же, отсутствием крика. Когда сотрудник легко сбивается на крик — это верный признак того, что он не умеет владеть собой. Но кричат не только начальники. Чаще всего переходят на крик отчаявшиеся что-либо объяснить собеседнику (коллеге, подчиненному и др.) в рамках нормального тона, не формируя повышенный звук. Как подсказывает житейский опыт, эффективность крика в ситуации, когда нужно убедить человека или склонить к своей точке зрения, близка к нулю, и громче — вовсе не значит убедительней и понятнее. Поэтому исключение крика из арсенала повседневного общения, несомненно, существенно повысит не только речевую культуру сотрудника, но и явится важнейшим показателем его общей культуры и интеллигентности. Обращаясь к проблеме совершенствования культуры речи, особо следует сказать о сквернословии и жаргоне.
Матерная брань имеет свои истоки в пластах русской лексики. Она возникла много веков назад и сложилась не сразу, а в течение жизни многих поколений. Ругательства с упоминанием матери создались из традиций родового строя, когда представитель старшего поколения мог обратиться к молодому человеку со словами, напоминающими последнему, что он мог быть отцом этого молодого человека, поскольку имел половую связь с его матерью. Таким образом, «матерные выражения» изначально не были бранью, поскольку напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе и лишь с течением долгого времени превратились в непристойнейшие ругательства. Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — очень распространенное явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, его слабости, а вовсе не силе. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Грубая, жаргонная, вульгарная речь портит любое симпатичное лицо, искажает приятное впечатление от знакомства, отталкивает человека. И хочется верить, что «жаргонный словесный мусор» не будет засорять общения тех, кто носит форму сотрудника ОВД, чей долг и достоинство требуют быть образованным и культурным человеком. Таким образом, речь сотрудника ОВД, будучи важнейшим средством взаимодействия между людьми, играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем его образованности, культурности. Специфическая значимость правоохранительной деятельности вытекает из тех задач и функций, которые возложены на органы правопорядка и их сотрудников. Каждый сотрудник — от рядового до генерала — облечен государственной властью, от имени государства охраняет правопорядок, наделен определенными властными полномочиями и применяет принудительные санкции, реализация которых далеко не всегда воспринимается позитивно теми, на кого они направлены. Кому понравится, когда тебе делают замечания, не дают поступить так, как хочется, да еще с возможным применением силы. И как ни парадоксально, но именно это обстоятельство требует от каждого сотрудника быть всегда подтянутым, опрятно одетым в установленную форму одежды, строгим, но вежливым, решительным, но не грубым, настойчивым, но не бестактным. Жизнью проверено, что законные требования сотрудника ОВД, одетого не по форме или в неаккуратное обмундирование, предъявляемые равнодушным, а то и грубым, оскорбительным тоном, чаще всего не выполняются, вызывают протест, сопротивление. Поэтому надо помнить, что форма сотрудника — не спецодежда. Она атрибут государственной власти. Носить ее надо с честью и достоинством. Содержать в чистоте и порядке. На службу выходить подтянутым и опрятным. Всем своим поведением подавать пример высокой порядочности и уважительного обращения с окружающими людьми, как на службе, так и в семье, в быту. 3. Этикет семейной жизни Семья — важнейший социальный организм общества. От ее состояния зависят здоровье, продолжительность жизни, численность населения. Прямо или косвенно семья влияет на экономическое и социально-политическое развитие страны, ее обороноспособность, состояние правопорядка, авторитет на международной арене, стабильность государства. В семье рождается и воспитывается новый человек. Именно в семье ребенок получает первые сведения, кто он, в какой стране живет, кто его предки, что есть добро и что зло, что красиво и что безобразно. Из семьи сотрудник идет на службу, в семью же он возвращается, выполнив каждодневный служебный долг. Охраняя правопорядок в городе, районе, поселке, сотрудник защищает покой и безопасность и своих родных и близких. В семье человек удовлетворяет свои многообразные потребности, в том числе и эстетические.Семья — источник радости, гордости, благополучия и счастья супругов и детей, бабушек и дедушек, других ее членов. В семье человек получает истоки культуры поведения, азы этикета. Но семья может быть и источником огорчений, разочарований, средой, угнетающей человека, мешающей ему нормально жить и творить. «Из всех несчастий, которые падают на долю человека, — Чтобы семья жила счастливой и полноценной жизнью, выполняла все свои функции (детородную, хозяйственную, воспитание детей, заботу о старших, удовлетворения интимных потребностей и др.), надо не забывать о том, что отношения в семье, семейный быт, поступки ее членов должны быть красивыми. При этом под красотой семейной жизни понимается не красота дорогих интерьеров квартиры, не внешний лоск ее обитателей, а красота душевных отношений в семье, благородство и мудрость старших, тактичность и внимательность младших, чтобы человека в семье ценили, поддерживали, укрепляли его веру в справедливость, в добро и красоту. Сам термин «семейный этикет» не нашел широкого применения в научной и учебной литературе, в публицистике. Вместе с тем именно в семье закладываются основы этикета во всем его многообразии (этикет одежды, приветствий, застолья, быта, взаимоотношений старших и младших, родителей и детей, общения с соседями, этикет семейных праздников и т.д). Более того, этикет в подлинном смысле этого слова в дворянских семьях царской России формировался, по существу, главным образом в семье. Пройдя достойную школу воспитания, дворянскому сыну надо было только усвоить элементы этикета государственной службы, чтобы быть достойным представителем своего класса, слугой Отечества и императора. Этикет семейной жизни весьма многообразен. Однако он базируется на трех главных составляющих полноценной семьи: этикет взаимоотношений жены и мужа, этикет общения родителей и их детей, этикет семейного быта. Рассмотрим три стороны этикета более подробно. В основе семьи, как правило, лежит любовь юноши и девушки, мужчины и женщины, вступивших в брачный союз. При этом эстетическая составляющая (особенно на первых порах общения) зачастую играет решающую роль. Внешняя привлекательность партнера, его манеры, аккуратность, вежливость, пунктуальность, знаки внимания оказывают большое влияние на избранника (будь то мужчина или женщина). И только спустя какое-то время (порой значительное) молодые люди, став супругами, замечают друг у друга моральную составляющую (верность, трудолюбие, заботу о ближнем, любовь к детям, сострадание, доброту, великодушие, доверительность, способность простить другому ошибки, скромность, искренность и др.), которые станут определять прочность и чистоту семейных уз в последующие годы совместной жизни. И тем не менее эстетическая составляющая не может быть предана забвению. Существуют определенные принципы, определяющие стабильность семьи, ее душевный комфорт. Один из них можно сформулировать так: «То что делается во имя семьи, ее блага, не достойно осуждения и критики». Например, молодая хозяйка, желая порадовать своего мужа каким-то новым блюдом, нарушила технологию приготовления, какие-либо пропорции (пересолила, недожарила, переперчила, недоварила и т.д.). Блюдо, приготовленное впервые, потребовало от жены многих усилий и значительного времени. Однако ее надежды не оправдались. Любящий муж, во-первых, заметит переживание супруги и, во-вторых, никогда не скажет: «Что это такое ты приготовила?», или что-либо в более резкой, обидной форме. Другой пример. Супруг накануне Нового года (8-го Марта и т.д.) обошел десяток магазинов в поисках подарков жене, детям. Он старался порадовать домочадцев, преподнести им сюрприз. Однако подарки были подобраны и куплены неудачно, в спешке, неумело. Воспитанные члены семьи вряд ли будут радоваться подаркам, восхищаться ими (это было бы лицемерием), но они непременно поблагодарят мужа, зятя, отца и, конечно, не скажут: «Зачем ты все это накупил?» или: «Зря только потратил деньги». Следующий принцип: не пытайтесь перевоспитать супругу {супруга). В отношениях мужа и жены не должно быть начальников и подчиненных, воспитателей и воспитуемых. К тому же, по словам известного советского поэта М.А. Светлова, «только плохо воспитанный человек стремится всегда играть роль воспитателя». Супруги должны приспособиться друг к другу, влияя друг на друга одобрением (неодобрением), стимулированием, поощрением В общении людей, а в семейной жизни особенно, исключительную роль играет такт как проявление культуры и воспитанности человека. Такт проявляется в чувстве меры, уважении чужого мнения, интересов окружающих, умении владеть собой, заботливом отношении к домочадцам. При этом такт должен проявляться всеми членами семьи по отношению друг к другу. Родители, к примеру, могут посоветовать сыну, дочери одеться, так сказать, по сезону и по случаю, но сделать это должны тактично, не навязывая своих вкусов, особенно, если советы родителей адресуются достаточно взрослым детям и делаются безапелляционно. Семейная жизнь не терпит мелочной опеки, придирок из-за пустяков, капризов, необоснованных претензий друг к другу. Все это, как правило, является следствием эгоизма, завышенной самооценки, неумения владеть собой. Допустим, сотрудник пришел со службы усталый, расстроенный и привычно не поздоровался с женой, не поцеловал ее. В ответ жена упрекает мужа в том, что работа ему важнее семьи, что он не любит ее и т.д. Муж в данной ситуации не прав, поскольку один из принципов семейной жизни гласит: не несите неприятности со службы в семью. Семья, конечно, должна защитить человека от служебных стрессов, но не путем обсуждения служебной ситуации, кто прав и кто виноват, а путем переключения внимания на родных и любимых членов семьи, их интересы и заботы, на организацию совместного отдыха, оздоровительных мероприятий. Однако и жена поступила не корректно, эгоистично. Почувствовав подавленное состояние мужа, она должна была не предъявлять претензию к супругу, а помочь ему снять напряжение добрым словом, лаской, красивым ужином, доброй вестью. Если существует (должен существовать) определенный барьер между службой и домом, то также должен быть барьер между семьей и работой. Конечно, условия семейной жизни (взаимоотношения супругов и других членов семьи, быт, материальный достаток, условия для здорового отдыха и развития) накладывают заметный отпечаток на сотрудника, его настроение, трудовую активность, отношение с коллегами и т.д. Однако это отнюдь не означает, что, допустим, плохое настроение сотрудник станет возмещать на подчиненных и коллегах, что будет делиться с сослуживцами семейной информацией. Подобное поведение свидетельствует о слабоволии или распущенности работника. Весьма благоприятно влияют на семейную жизнь маленькие, но по возможности частые «знаки внимания» супругов. Это и билеты в любимый театр, и букет цветов, и подарок к празднику, и любимое блюдо на столе, и прием гостей, и ужин при свечах, и бутылка шампанского, и совместный отдых на природе. При этом не цена «знака внимания» играет здесь решающую роль, а чувства, которые его сопровождают. Как говорят в народе: «Мне не дорог твой подарок. Дорога твоя любовь!». При этом не надо искать особых поводов, чтобы подарить жене цветы, а мужу галстук или авторучку. Разумеется, к юбилею, годовщине свадьбы, рождению ребенка, ко дню рождения супруги подарок должен быть более значимым. Но опять же, если материальная стоимость подарка определяется финансовыми возможностями семьи, то его эстетическая и нравственная ценности — чистотой, искренностью и силой чувств поздравляющего. Семья — одна из важнейших ценностей человека. Человек во многом живет и трудится ради семьи, ее благополучия, процветания, счастья. Поэтому стремление сотрудника к материальному достатку, эстетическому комфорту дома, желание сделать, как говорится, дом полной чашей является естественным и нормальным. Но быт не должен стать самоцелью, когда не материальная среда служит человеку, а он ей, становясь порой рабом своих вещей (мебели, картин, сервизов, гардероба, автомашин и т.п.). Чистота и уют домашнего очага, наличие необходимых и достаточных предметов быта, облегчающих домашний труд, создающих условие для здорового отдыха и воспитания детей, — главные критерии материальной составляющей семьи. Основой подлинной семьи, подчеркнем еще раз, является ее духовное состояние, т.е. забота, внимание, любовь, дружба, сострадание, общность интересов и, как, может быть, ни покажется странным, близость взглядов и супругов, и детей на такие понятия, как «Родина», «вера», «идеал», «долг», даже если эти слова в семье не произносятся вслух. Конечно, жизнь в общежитии, коммунальной квартире, в частном секторе, в доме «без удобств» и т.д. создает серьезные препятствия для нормального развития и поддержания семейных отношений. Быт способен даже разрушить семью (вспомним В.В. Маяковского), однако не каждую. Недаром народная мудрость гласит: «С милым и в шалаше рай». Минимальный уют и комфорт можно создать в любых условиях. И нужно создавать. Эстамп на стене, портрет родителей, цветы на подоконнике, ваза с цветами на столе, книги на полке, свежие обои, вещи, сделанные своими руками, необходимые бытовые приборы, радиоприемник, телевизор, вымытая посуда — все это влияет на настроение людей, способно приглушить объективные неудобства быта. Неприятное впечатление производят сотрудники, годами живущие во временном жилище, ничего не делая для его благоустройства и улучшения эстетического вида, полагая, что рано или поздно бросят, оставят свой приют. Грязные стены, покореженные двери, некрашеные рамы окон, текущие краны, во всем запустенье, серость, убогость. В таких домах часты ссоры, взаимные упреки, незаслуженные обиды. Из такого жилища редко выходит жизнерадостный, опрятный, подтянутый сотрудник, готовый к успешному решению служебных задач. Этикет семейной жизни предъявляет определенные требования и к внешнему виду супругов и других членов семьи. Он, в частности, не одобряет неряшливость в одежде, когда, допустим, супруга с утра до вечера ходит по квартире в замызганном халате, а муж щеголяет в майке и трико с пузырями на коленях. Домашняя одежда должна быть простой, удобной, но не лишенной эстетической привлекательности. Отдых от службы не означает отдых от того, что представляют собой нормы приличия. Социологические исследования свидетельствуют, что порой в основе супружеской неверности лежат причины сугубо бытового характера. Человек аккуратный, следящий за собой вследствие воспитания и условий службы, изменяет неряшливой и бесхозяйственной жене. Он находит отдых и отраду после службы у другой женщины, которая встречает его всегда причесанной, изящно и со вкусом одетой, в чистой, уютной квартире, за хорошо сервированным столом. В силу рода деятельности, образования, состояния здоровья и т.д. члены семьи имеют свои пристрастия и увлечения. Но в семье обязательно должны быть и общие интересы, объединяющие всех домочадцев. Эти интересы могут быть эстетического или бытового (хозяйственного) характера, связанные с воспитанием детей, организацией отдыха, уходом за больным членом семьи. Полезны совместные просмотры телепередач или прочтение и обсуждение художественных произведений, выходы всей семьей на природу, посещение концертов, музеев, театров, работа на садово-дачном участке, художественное творчество членов семьи, совместные игры дома или на свежем воздухе. Особенно важно поощрять, стимулировать любые проявления творчества младшего поколения. Одной из важнейших функций семьи является детородная функция. Как поется в известной песне, дети — это «вершина любви», это — «чудо великое». С годами дети становятся главным смыслом существования семьи, центром притяжения и надеждой родителей. Правда, если на первых порах (особенно до 12—14 лет) дети больше нуждаются в родителях, то позже, когда дети покинут родное гнездо, родители все более начинают нуждаться в детях. Причем нужда эта, как правило, не материального, а духовного, нравственного порядка. Молодым родителям полезно об этом знать с первых лет супружества. От родителей, их физического и морального здоровья, образа жизни зависит, какими и кем станут их дети, что унаследуют они от них. Дети принимают от своих родителей не только лучшие черты, но, к сожалению, и их дурные склонности и привычки, и даже порой, физические болезни. О чем людям, вступающим в брак, не вредно заранее ознакомиться и учитывать в семейной жизни. В семье происходит первое приобщение детей к прекрасному. Роль родителей здесь трудно переоценить. Великий итальянский мечтатель Томмазо Кампанелла писал в «Городе Солнца», что для рождения красивого душой и телом ребенка надо, чтобы будущая мать жила в кругу красивых людей, слушала хорошую музыку, смотрела на красивые полотна художников. Эстетические увлечения родителей (музыка, театр, поэзия, живопись, киноискусство, рукоделия), их отношение к прекрасному, художественное оформление жилища — все это не остается незамеченным детьми, закладывает основу их эстетического мироощущения. Радуга в полнеба, увиденная в раннем детстве, стрекоза на поплавке удочки, церковь на косогоре, ветка, опушенная инеем, архитектура родного города остаются в памяти ребенка и служат в последующем своеобразным критерием оценки как произведений искусства, так и окружающего мира. Диалектика эстетического воспитания в семье осуществляется почти по классической формуле: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к восприятию произведений искусства. Формулу можно продолжить, поскольку эстетический вкус, сформировавшийся художественными произведениями, проявляется в восприятии человеком окружающего мира. Так, без поэзии А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина вряд ли возможно правильно воспринимать и любить родную природу. Точно так же это трудно сделать без полотен И.И. Левитана, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова. Таким образом, первой ступенькой в эстетическом освоении жизни ребенком является семья. Именно от семьи зависит, будет ли ребенок, став взрослым, «жить и творить по законам красоты», что он воспримет из этикета семьи и жизни. А.П. Чехов вложил в уста одного из своих героев фразу, которая стала крылатым выражением: «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Далеко не каждое лицо, красивое от природы, можно назвать прекрасным. Если человек (мужчина или женщина) холодный, надменный, эгоистичный, злой, завистливый, двуличный, то как бы красив он ни был, вряд ли кто назовет его лицо прекрасным. Внешний вид человека, его восприятие окружающими во многом зависит от моральных добродетелей человека (чуткость, искренность, преданность, скромность, отзывчивость и др.). Зависит оно и от его умения одеваться, пользоваться косметикой, поддерживать в чистоте свое тело. Главные требования к одежде и обуви: аккуратность и соответствие фигуре, возрасту, образу жизни, обстоятельствам, а также моде, насколько это, конечно, возможно. Одежда и обувь должны подчеркивать достоинства и скрывать недостатки фигуры. У людей с хорошим вкусом, как правило, нет вопросов, как и во что одеться. Многие люди, к сожалению, этим вкусом не обладают. Человек, активно занимающийся спортом, туризмом, в одежде и обуви отдает предпочтение курткам, джинсам, кроссовкам, свитерам, футболкам, спортивным брюкам и т.д. В то же время в гардеробе должны быть строгий костюм, вечернее платье для торжественного случая, выхода в театр, посещения официальных учреждений. Обувь (чистая и исправная) должна соответствовать костюму, платью. К одежде темных тонов подходит только обувь черная, темно-серая и не допустима обувь коричневого, желтого и тем более белого цветов. Светлая обувь надевается со светлой одеждой. Спортивная обувь (при всей ее удобности) со строгим костюмом смотрится нелепо. Если костюм пестрых расцветок, то сорочка, блузка должны быть одного цвета. К костюму темного цвета хорошо подходят сорочки, блузки светлых тонов. Важную роль в одежде мужчины и женщины играют аксессуары (перчатки, кашне, галстуки, дамские сумочки, бижутерия, носки, чулки и т.п.). При умелом использовании этого дополнения гардероба можно значительно разнообразить свой внешний вид и сократить объем гардероба. Применение деталей аксессуара требует соблюдения ряда требований. Так, цвет и фактура перчаток должны гармонировать с обувью и дамской сумкой или головным убором и шарфом, к цветной рубашке редко подходит пестрый галстук. Галстук к тому же должен гармонировать с костюмом. Если костюм пестрый, в клетку, то галстук должен быть однотонным. В одежде, как и во всем остальном, надо соблюдать чувство меры. Как говорил один мудрец: «В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество». Важно также помнить: то, что допустимо и прилично в одежде и обуви на даче, в походе, на пляже, не допустимо или нежелательно на службе, в общественных местах. К примеру, шорты и шлепанцы в условиях города вряд ли украсят сотрудника, даже если он выгуливает собаку, выносит мусор во дворе своего дома или покупает газету в ближайшем киоске. Семейная жизнь редко обходится без гостей и визитов в гости. Умение наносить визиты и принимать гостей свидетельствуют о культуре человека. Гостеприимство принимающей стороны зависит не от количества и качества напитков и закусок (хотя это важно), а от радушия хозяев, их искренней заинтересованности в гостях, в потребности общения с ними, в умении организовать это общение. Стремление некоторых хозяев во чтобы то ни стало напоить гостя спиртными напитками свидетельствует либо о желании самим иметь за столом собутыльника, либо о их неумении организовать интересную встречу, беседу, либо об отсутствии подлинного интереса к гостю. Мнение, будто принимать гостей без водки, коньяка, виски неприлично, не радушно, не по-русски — глубоко ошибочно. Крепкие напитки не способствуют дружескому общению и тем более препятствуют проведению деловых бесед. Если хозяевам непривычно принимать гостей за чаем, можно украсить стол хорошим вином, выпить пива. Количество дорогих напитков и гастрономических деликатесов говорят о финансовых возможностях хозяев, а не об их искусстве принимать гостей. Нарядная скатерть, домашние приготовления блюд с учетом вкусов гостей, радушие хозяев, продуманная программа развлечения друзей гостеприимства. Важно помнить, что в гости ходят не на дегустацию, а ради дружеского общения. В гостях должно быть удобно всем и каждому в отдельности. Таким образом, этикет семейной жизни является важным условием прочности и зрелости семьи, залогом успешного осуществления всех ее функций, основой полноценной и счастливой жизни каждого ее члена. Истинный семейный этикет — необходимая ступенька вхождения человека в общество, предпосылка его служебной карьеры и дружеского общения.
|