Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный строй. Рассмотрим кратко государственный строй Древнерусского государства.
Рассмотрим кратко государственный строй Древнерусского государства. В понятие государственный строй входят: · вопросы устройства государства; · политическая форма правления; · структура и компетенция центральных и местных органов власти и управления; · военное устройство; · судебная система государства. Формирование древнерусского государства шло вплоть до первой трети XII века. Это было целостное, основанное на принципе сюзеренитета-вассалитета государство. По форме правления древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с достаточно сильной монархической властью. Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной монархии можно считать: · экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть; · большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов; · наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре; · наличие системы кормления на местах. Оно возникло в то время, когда еще не было предпосылок образования централизованного государства, при слабо развитых торговле и ремесле, отсутствии прочных экономических связей между отдельными регионами. Сильная центральная власть феодалам была нужна для прикрытия или поддержки при захвате общинных и новых земель. Поддержка великого князя феодалами способствовала быстрому распространению его власти на обширную территорию Руси. Киевская Русь не была централизованным государством. Это был конгломерат феодальных владений-княжеств. Киевский князь считался сюзереном или " старейшиной". Он давал феодалам землю (лен), оказывал им помощь и защиту. Феодалы должны были за это служить великому князю. При нарушении верности вассал лишался своих владений. Высшими органами власти в Древнерусском государстве были великий князь, совет при князе, феодальные съезды, вече. Властные функции великого киевского князя в период княжения Олега (882-912 гг.), Игоря (912-945 гг.) и регентши Ольги при Святославе (945-964 гг.) были относительно несложны и заключались в: · организации дружины и военных ополчений и командования ими; · охраны границ государства; · осуществлении походов на новые земли, захват пленных и взимание с них дани; · поддержание нормальных внешнеполитических отношений с кочевым племенам юга, Византийской империей, странами Востока. Вначале киевские князья управляли только киевской землей. В ходе завоевания новых земель, киевский князь в племенных центрах оставлял тысячу во главе с тысяцким, сотню во главе с сотским, меньшие гарнизоны во главе с десятским, которые выполняли роль администрации города. В конце X века функции власти великого князя претерпевают изменения. Отчетливее стал проявляться феодальный характер власти князя. Князь становится организатором и командующим вооруженными силами (многоплеменной состав вооруженных сил усложняет эту задачу): · заботится о строительстве укреплений по внешней границе государства, строительстве дорог; · налаживает внешние сношения с целью обеспечения безопасности границ; · осуществляет судопроизводство; · осуществляет утверждение христианской религии и материально обеспечивает духовенство. (В этот период начинаются народные волнения. В 1068 г. Изяслав жестоко подавил народное восстание, а в 1113 г., испугавшись новой смуты, бояре и епископы вызвали в Киев Владимира Мономаха с сильной дружиной, который подавил восстание). Княжескую власть осуществляли на местах посадник, волостели и тиуны. Князь изданием законов закреплял новые формы феодальной эксплуатации, устанавливал правовые нормы. Таким образом, князь становится типичным монархом. Великокняжеский престол передавался вначале по наследству по принципу " старшинства" (старшему брату), а затем по принципу " отчины " (старшему сыну). Совет при князе не имел отдельных от князя функций. Он состоял из городской верхушки (" старцев градских"), крупных бояр, влиятельных дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства. Это был совещательный орган при князе для решения важнейших государственных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финансовых вопросов, судебных дел. Центральными органами управления были должностные лица княжеского двора. Следует отметить, что с совершенствованием системы феодализма десятичная (тысяцкие, сотники, и десятские) система заменяется постепенно дворцово-вотчинной. Исчезают разделения между органами государственного управления и управления личным делами князя. Общий термин тиун уточняется: " огнищанин" называется " тиуном-огнищным", " старший конюх" - " тиуном конюшим", " староста сельский и ратный" - " тиуном сельским и ратейным" и т.д. С усложнением задач государственного управления роль этих должностей укрепилась, функции уточнились, например: " воевода" - начальник вооруженных сил; " тиун конюший" - ответственный за обеспечение княжеского войска конским составом; " дворецкий-огнищанин" - управляющий княжеским двором и выполняющий отдельные государственные задания; " стольник" - продовольственный снабженец. Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья. Функции съезда составляли: · принятие новых законов; · распределение земель (ленов); · решение вопросов войны и мира; · охрана границ и торговых путей. Известен Любеческй съезд 1097 года, который имея ввиду объединение усилий в борьбе с внешними врагами, " устроение мира" признал независимость удельных князей (" каждый пусть держит отчину свою"), в то же время призвал блюсти Русь всеми за " один". Снем 1100 года в Уветичах занимался распределением ленов. Вече созывалось князем или феодальной верхушкой. В нем участвовали все взрослые жители города и не горожане. Решающую роль здесь играли бояре и городская верхушка " старцы городские". Холопы и подчиненные домовладыке люди на вече не допускались. Известно, что решение об убийстве за злоупотребление сбором дани князя Игоря древляне приняли на своем вече. В 970 году Новгородское вече пригласило на княжение Владимира Святославовича. На вече решались вопросы: - созыва и комплектования народного ополчения и выбор предводителя; - выражался протест против политик князя. Исполнительным органом вече был Совет, который фактически заменял вече. Вече по мере развития феодализма исчезло. Сохранилось только в Новгороде и Москве. Местным органам управления вначале были местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьям киевского князя. В некоторых менее важных городах назначались посадники-наместники, тысяцкие киевского князя из его окружения. Местная администрация содержалась за счет части поборов с населения. Поэтому посадник и волостели назывались " кормленщиками", а система управления - системой " кормления". Власть князя и его администрации распространялась на горожан и население земель, не захваченных феодалами. Феодалы же получали иммунитет - юридическое оформление власти во владениях. В иммунитетной (защитной) грамоте определялась земля, жалованная феодалу и права к населению, которое обязывалось быть в подчинении. В Древнерусском государстве суд не был отделен от административной власти. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Он судил дружинников и бояр, рассматривал жалобы на местных судей. Разбор сложных дел князь проводил на совете или вече. Отдельные дела могли быть порученным боярину или тиуну. На местах суд осуществляли посадник и волостели. Кроме того, существовали вотчинные суды - суды землевладельцев над зависимым населением, на основе иммунитета. В общинах существовал общинный суд, который с развитием феодализма заменялся судом администрации. Функции церковного суда осуществляли епископы, архиепископы, митрополиты.
|