Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие права в период буржуазно-демократических революций
Сложившиеся в конце ХIХ века - начале ХХ века обстоятельства обусловила дальнейшее развитие права в России. К этим условиям можно отнести: · революционное движение народных масс; · русско-японская и I мировая война; · усиление сопротивления самодержавию нарождающейся буржуазии и ее стремление активно влиять на государственную и экономическую политику; · стремление царизма сохранить свои позиции. Административные и уголовные законодательства царского правительства было направленно на усиление репрессий против революционного движения. Царское правительство широко использовало чрезвычайное законодательство. Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 14 августа 1881 года и Правило о военном положении 1892 года предоставили широкие права полицейским органам и военным властям в борьбе с революционным движением. Царизм активно использовал систему жандармско-полицейских органов, вместе с тем создавало новые органы - специальную фабрично-заводскую полицию, подразделения полиции в сельских местностях, увеличил штаты общей и политической полиции. В 1902-1903 годах во всех крупных городах России создаются специальные органы политического сыска - охранные отделения. Позднее были образованны районные охранные отделения, осуществляющие координацию работы охранных отделений нескольких губерний. Руководствовались они положениями о районных охранных отделениях 1906 г. " Положением об охранных отделениях 1907 г.". Организационно-охранные отделения подчинялись Особому Отделу департамента полиции, созданному еще в конце ХIХ века. Для борьбы с революционными центрами за рубежом была создана агентурная сеть под прикрытием Российского консульства во Франции. 19 августа 1906 года в порядке чрезвычайного законодательства царское правительство ввело Положение о военно-полевых судах в местностях, объявленных на военном и чрезвычайном положении (почти 3/4 Российской империи). Военно-полевые суды создавались по распоряжениям генерал-губернаторов, главкомами или командующими военными округами в случаях, " когда учиненное лицом гражданского ведомства преступные деяния являются очевидными, что нет надобности в их расследовании". Военно-полевые суды состояли из председателя и 4 офицеров. Дела рассматривались без предварительного следствия в течение 2-х суток, без участия защитника и прокурора. Приговоры сразу вступали в силу и приводились в исполнение, безотлагательно и, во всяком случае, не позднее суток. За 6 месяцев действие военно-полевых судов было предано смертной казни лиц больше чем за предыдущие 80 лет (с 1825-1905 гг.). Под воздействием широкой общественности положение не было утверждено Думой, и 20 апреля 1907 года военно-полевые суды были упразднены. Временными правилами о печати (указы 24 ноября 1905 года и 18 марта, 26 апреля 1906 года) провозглашалась отмена общей и духовной цензуры. Вместе с тем административные власти получили право на санкционирование изданий печатного органа. Они могли наложить запрет на издание и возбудить уголовное дело против издателей, редакторов и авторов. За 1906-1911 гг. было закрыто 978 газет и журналов, арестовано 1236 книг. 4 марта 1906 года был издан указ " О временных правилах о собраниях". Администрации и полиции было представлено право закрывать любое собрание под предлогом угрозы " общественному спокойствию и безопасности", а за нарушение установленных указом правил устанавливался штраф или арест. Временными правилами об обществах и союзах от 4 марта 1906 года были разрешены профсоюзы. Запрещались только общества, " противные общественному спокойствию и безопасности, а также управляемые учреждениями или лицами, находящимися за границей, если общества преследуют политические цели". Уставы обществ должны были утверждаться администрацией. Всего с 1906-1910 гг. было закрыто 500 профсоюзов. Таким образом, после издания Манифеста 17 октября 1905 года царизм существенно ограничил демократические права и свободы. В этот период продолжало действовать " Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" 1845 года (в редакции 1885 года). С 1881 года были начаты работы по созданию нового Уголовного уложения. Проект был подготовлен к 1895 году, рассмотрен Государственным советом и утвержден царем в 1903 году, но в полном объеме в действие не был введен. В Уложении было: · значительно сокращено количество статей (087 против 2224 в Уложении 1845 г.); · более четко определены понятия: преступления, оснований наступления уголовной ответственности, форм вины, видов соучастия, стадий совершения преступления; · более четко определены признаки преступления; · отражена большая соразмерность наказаний тяжести совершенного преступления; · более четко определены санкции. Виды наказаний по Уложению были следующие: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в тюрьму, арест, денежная пеня. Главы " О бунте против верховной власти и о преступных деяниях против священной особы императора и членов императорского дома", " О государственной измене", " О смуте" были введены в действие в годы развития революции (1904-1905 гг.). Уложение устанавливало тяжкие наказания: · за размножение, хранение или провоз из-за границы сочинений революционного характера; В главе " О смуте" достаточно полно отражены все формы революционной борьбы. Она предусматривала ответственность: · за несанкционированные собрания (" скопища"); · а подстрекательство " к ослушанию предъявляемому требованию разойтись"; · за призыв " к учинению бунтовщического или изменческого деяния; · за распространение революционного учения среди " сельского населения, войска, рабочих...". Таким образом, введение в действие отдельных Глав Уложения 1903 года соответствовало карательной политике царизма, было направлено против революционного движения народных масс. Существенное влияние на развитие права оказала I мировая война. С объявлением войны 50 губерний России были переведены на военное положение, а остальные - на положение чрезвычайной охраны. Это означало, что власть на местах переходила в руки военного ведомства. Со дня объявления войны, т.е. с 20 июля 1914 года была установлена военная цензура, которой подлежали произведения печати, почтовые отправления и телеграммы, тексты речей и докладов. Летом 1915 года был установлен перечень сведений, за разглашение которых устанавливалась такая же уголовная ответственность, как за измену. К ним приравнивалась информация о демонстрациях и стачках. В связи с войной судопроизводство было переведено на рельсы военного времени. Был изменен IУ раздел военно-судебного устава. В главе " О судопроизводстве" устанавливалось, что военно-судебная власть в районе военных действий принадлежит военному суду или кассационному присутствию. Подсудности военно-полевых судов подлежали лица, принадлежащие к армии, жители оккупированных областей неприятеля, лица гражданского ведомства в местностях, объявленных на военном положении и военнопленные. Во время войны были приняты ряд законодательных актов, продиктованных условиями военного времени. В июле 1914 года устанавливается уголовная ответственность за нарушение военно-судовой повинности, а позднее - за умышленное членовредительство с целью уклонения от службы. Еще в ХIХ в. была установлена уголовная ответственность: · за преднамеренное повышение цен на продовольствие; · за повышение или понижение цен в ущерб третьим лицам. В этот период эти статьи применялись против крупного капитала и носили характер " антимонополистического законодательства". Весной 1915 года была установлена уголовная ответственность за уклонение от государственных заказов. С лета 1915 года устанавливается уголовная ответственность за сокрытие товаров и сырья, позднее - за нарушение запретительных законов в торговле и промышленности иностранными подданными, за взятие и промедление в выполнении госзаказов. Несмотря на попытки царизма придать экономической политике репрессивный характер, преступления в торгово-промышленной сфере продолжали процветать. Уголовные дела по ним, как правило, до судебного разбирательства не доводились. Интенсивная законодательная деятельность правительства отразилась и на праве собственности, причем наиболее существенные изменения происходили в торгово-промышленном законодательстве. В период империализма собственность эксплуататорских классов была представлена в форме капиталистической и феодально-помещичьей. Активное распространение получило буржуазное землевладение, которое к 1916 году составило 1/3 всех сельскохозяйственных угодий. Собственность определялась как установленная гражданскими законами власть исключительно и независимо от постороннего лица владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно. Такое определение полностью соответствовало буржуазному характеру собственность, в то же время было гарантией охраны собственности землевладельцев. Права собственников земли распространялись как на поверхность, так и недра земли. Основные принципы права собственности в период мировой войны остались неизменными, но в условиях войны принцип частной собственности вступал в противоречие с общегосударственными интересами, что вынудило государство вмешиваться в прерогативы собственника. Кроме того, для государственно-монополистического капитала характерны ограничение прав собственника государством. Практиковалась принудительное сокращение собственности на движимое и недвижимое имущество. Имели место обмен или выкуп земель на строительство железных дорог. Практиковалась реквизиция сырья и материалов (законодательство предусматривало, что любые товары и механизмы могли быть изъяты у собственника, если этого требовали интересы государства, на практике эти меры осуществлялись по максимальной стоимости). В отношении малоперспективных частно-капиталистических предприятий применялся секвестр временное изъятие их у собственников и передача в распоряжение государственной администрации. Следует отметить, что все эти мероприятия осуществлялись в условиях сильного сопротивления буржуазии против покушения на их собственность. Обязательственное право получило дальнейшее развитие в торгово-промышленной сфере. Развивались такие виды договоров, как договоры страхования, перевозки по железным дорогам, усложнялись биржевые сделки. Закреплялись правовые понятия: акция, фирма, товарный знак и т.д. Буржуазный принцип свободы договоров допускал любые отклонения от действующих правил, кроме запрещенных законом. На войне потребовалось вмешательство государства в договорно-хозяйственные связи. Если все воюющие страны широко применяли мораторий договоров, регулируя свободу товарооборота и рынка, то Россия заморозила лишь вексельные отношения. Минимальные ограничения обязательственно-правовых отношений укрепило позиции монополистической буржуазии. Вместе с тем, с сентября 1914 года оборонные предприятия получали принудительные госзаказы переходили под контроль государства. Свобода поставки сырья и материалов была ликвидирована, запрещены сделки с представителями других стран на все категории товаров и сырья. С образованием особых совещаний появилась возможность прямого воздействия на хозяйственную жизнь. Был поставлен вопрос о полном запрещении рыночных сделок на топливо и ряд дефицитных товаров. Но ни в какой период, даже когда положение было особо критическим, государству не удалось установить ограничения на обмен государственной монополии на товары и сырье. Буржуазия пользовалась свободой товарооборота и строило договорные отношения на основе собственных интересов. Таким образом, на развития гражданского права существенное влияние оказали I мировая война и развивающиеся капиталистические отношения. В условиях войны царизм вмешивается в прерогативу собственника, что вызывает сильное противодействие со стороны буржуазии.
|