Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Текст как объект литературного редактирования.






Лекция №3. Литературное редактирование.

Тема 2. Целостность как важнейшее качество текста.Понятие смысловой структуры текста. Основные и дополнительные элементы смысловой структуры текста. Основные приемы анализа смысловой структуры. Типичные нарушения целостности текста.

Тема 3. Связность как одна из важнейших характеристик текста. Средства межфразовой связи и их основные типы. Типичные случаи нарушения связности текста. Понятие смысловой лакуны.

 

Начиная анализировать текст, необходимо помнить, что текст – связное речевое высказывание с характерным для него стойким смысловым единством. Упорядоченность текста выражается прежде всего в такой его характеристике, как целостность.

1. Целостность текста – единство содержания, взаимосвязь всех элементов смысла – основное условие понятности текста, успешности его декодирования, понимания. Эта характеристика текста – целостность – может проявляться на двух уровнях: содержательном и формальном.

В чем проявляется понимание текста? Очевидно, мы можем сказать, что понимаем текст, если мы в состоянии извлечь из него некоторое количество познавательной информации, если мы способны п е р е ф о р м у л и р о в а т ь эту информацию, передать то же содержание своими словами. Однако это только поверхностное понимание текста, или знание того, о ч е м г о в о р и т с я в тексте. Полное же понимание достигается тогда, когда мы можем объяснить, зачем написан текст, когда мы видим ц е л ь данного речевого сообщения. Цель является центром, фокусом смысловой структуры, она определяет авторскую установку, «задает» единство смысловых элементов. Текст, который при восприятии как бы рассыпается на части (каждую часть читатель в состоянии понять, а вот соединить, сопоставить эти части не может), оказывается трудным для понимания. Чтобы текст «работал», т.е. адекватно выполнял свою коммуникативную задачу, необходимо, чтобы все элементы смысловой структуры были спаяны единым заданием, авторской «сверхзадачей».

В некоторых типах текста целостность может выглядеть как необязательный элемент. Скажем, в личных письмах изложение производит впечатление фрагментарности, мозаичности, т.к. пишущий стремится передать максимум информации в сообщении небольшого объема. «Саша закончил первый класс. Мама уехала. Жара стоит несносная. У меня скоро начнутся экзамены». Но даже здесь нецелостность мнимая, т.к. нарушение связей между отдельными высказываниями компенсируется подтекстными диалогическими связками. Общность информативного опыта у коммуникантов столь велика, что нет необходимости выражать эти связки словами. Иначе говоря, коммуниканты здесь характеризуются максимальной общностью пресуппозиции (особая текстовая категория – ситуативный фон, который обеспечивает адекватное понимание элементов смысла и связей между ними; пресуппозиция основана на определенных предположениях относительно семантики элементов смысла и их связей).

Целостность текста заключается прежде всего в его смысловом и структурном единстве.

Смысловое единство проявляется в единстве темы и идеи текста. Обозначим основные элементы смысловой структуры текста массовой коммуникации:

1. Идея текста.

2. Общее содержание текста:

А. Основные элементы общего содержания:

А-1. Основной тезис: (тема + характеристика темы). Сжатое выражение общего содержания.

А-2. Уточняющие (развивающие) тезисы.

Б. Второстепенные элементы общего содержания = иллюстрации и фон.

Идея и основной тезис объединяют все содержание речевого сообщения. В идее конденсируются авторская сверхзадача, задается тот ракурс, в котором описываются и оцениваются некоторые явления. Идея не всегда формулируется напрямую, часто она выводится из всего текста.

Основной тезис очерчивает круг этих явлений. Она является свернутым, сжатым выражением общего содержания текста – скажем, «правительство принимает новые меры для контроля над ценами», «в городе открывается новая школа» и т.д. Ядро основной мысли – тема текста, т.е. основной предмет отображения, «предметный фокус» текста. В речевом отношении основная мысль – это одно-два предложения, а не слово или словосочетание.

К основным элементам общего содержания относится также система уточняющих (развивающих) тезисов. Они развивают основную мысль, углубляют ее, дают авторское осмысление исходного круга явлений. Несколько развивающих тезисов могут одновременно уточнять один более общий тезис или последовательно конкретизировать друг друга. Если текст имеет проблемный, аналитический характер, то один из развивающих тезисов отражает результат исследования исходной ситуации и ее оценку.

Основой этой системы является идея, цель сообщения. В обычном разговоре цель не всегда бывает четко определена. В текстах же массовой информации она должна быть определена максимально четко, хотя идея почти никогда не задается с самого начала, дается только общее направление (тема), а идея выявляется в процессе общения, речевого взаимодействия, в процессе чтения. Система уточняющих тезисов – это мостик между основной мыслью и идеей текста; именно к идее приводят читателя уточняющие тезисы, если текст является понятным адресату.

Второстепенные элементы общего содержания – это 1) иллюстрации к уточняющим тезисам – описание предмета или ситуации, сообщение о событии; 2) фон – описание предметов или событий, которые непосредственно не соотносятся непосредственно с темой, с основной для данного текста ситуацией, но дают читателю ассоциации или аналогии, важные для понимания основных явлений. Иногда фон показывает историческую перспективу явлений или раскрывает необходимость их осмысления и оценки.

Обязательным условием остается условие целостности всех смысловых блоков в пределах одного текста, всех элементов смысловой структуры. Все элементы текста должны работать на выражение одной идеи, одной мысли. Текст развертывается в пространстве и во времени. И мы воспринимаем его постепенно. При чтении и восприятии любого текста мы используем приемы его смыслового анализа. Чем квалифицированнее читающий, тем более умело и осознанно он использует эти приемы.

Первое, с чего начинается анализ текста, это выделение его темы и идеи.Во-вторых, можно при чтении делить текст на части. Этот процесс включает в себя вычленение смысловых блоков, проверку совпадения этих смысловых блоков с графическим членением текста (абзацами). При чтении простых текстов понимание как бы сливается с восприятием. Чтение сложных текстов требует гораздо большего умственного напряжения и исп-я различных приемов. Одним из таких приемов явл-ся выделение смысловых опорных пунктов. Суть – в выделении основного смысла текста или его части (отрезка). Необходимость исп-я такого приема обусловлена избыточностью информации. Многие слова не имеют смысловой нагрузки, они явл-ся как бы связующим материалом: весомый вклад, высокая активность, тщательная проверка, глубокий анализ, внимательное ознакомление – основную смысловую нагрузку здесь несут существительные.

Можно воспользоваться приемом, который называется «свертывание суждений»: высказывание или группа высказываний свертываются до возможно более простого с сохранением минимального авторского смысла.

Еще один прием смыслового анализа текста – выделение ключевых слов и словосочетаний. Дело в том, что наличие в тексте системы ключевых слов и словосочетаний является одним из важных средств создания целостности. Эти ключевые слова соотносятся с элементами смысловой структуры текста. Ключевые слова несут главную информацию, основную смысловую нагрузку. Читатель замечает, чувствует эти единицы, т.к. они передают ключевые смыслы текста, и это помогает ему в понимании текста.

Следующий из этого приема – составление смысловых рядов. Это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять содержание абзаца, являются основой для выявления доминанты текста. Сам же текст как бы сжимается, подвергается компрессии. Это этап количественного преобразования текста.

Выявление доминанты – еще один прием смыслового анализа текста. Доминанта – это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания текста с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования текста.

Читая текст, мы постоянно делаем предположение (прием антиципации) о его дальнейшем содержании. Затем эти предположения могут оправдаться или нет. Но эти предположения, возникшие по ходу чтения, помогают нам воспринимать и оценивать смысловую структуру, а следовательно – понимать текст. Эти предположения можно формулировать в форме вопросов (прием предваряющих чтение вопросов).

Одновременно с этим происходит процесс «перевода на свой язык», т.е. переформулирование авторских мыслей (пересказ своими словами). Если так свернуть весь текст, то мы получим его смысловое ядро. Анализ и осмысление информации текста осуществляется в процессе смыслового сжатия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал