Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Литературный язык (ЛЯ) и его признаки ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
ЛЯ является высшей формой существования национального языка. Обладает следующими признаками: Экстралингвистические признаки: · Территориальный признак: ЛЯ использует на всей территории России. · Социально-коммуникативный признак: по результатам социолингвистических исследований, ученые сформулировали следующие признаки, которыми носители ЛЯ должны отличаться от лиц, пользующихся другими разновидностями (диалектами, жаргонами, просторечием): 1. русский язык является для них родным; 2. они родились и длительное время живут в городе; 3. имеют высшее или среднее образование, полученное в учебном заведении с преподаванием всех предметов на русском языке. Отсюда следует, что носители ЛЯ – это образованная, культурная часть общества. · Социальная значимость: Современный ЛЯ, будучи компонентом культуры, представляет собой такую коммуникативную подсистему национального языка, на которую ориентируются все говорящие, независимо от того, владеют ли они этой подсистемой или какой-то другой. Такая ориентация означает не только стремление овладеть ЛЯ, но и понимание его большей авторитетности по сравнению с тер. Диалектами, просторечием, соц. и проф. жаргонами. Общество признает культурный престиж ЛЯ. · Функциональный признак: максимальный объем функций. ЛЯ способен выполнять кумулятивную (хранить и передавать от поколения к поколению духовные ценности; благодаря наличию письменной формы) и когнитивную (познавательную) функцию в большем объеме, чем другие страты. · Формы реализации: 1. Формы речевого воплощения: письменная и устная. Но исторически ЛЯ складывался как язык письменный. 2. Количество участников: Основной формой реализации ЛЯ является монолог. С развитием ЛЯ, расширением круга его функций и состава носителей появляется потребность в использовании литературных средств за пределами письменной сферы, в устном общении, в том числе – бытовом. Современный ЛЯ реализуется в форме не только монолога, но и диалога и полилога. Собственно языковые: · ЛЯ представляет оптимально организованную систему общенародных языковых элементов, которые в течение длительного времени прошли культурную обработку: - по пером писателей, публицистов, политиков, ученых; - в результате усилий ораторов, артистов; - в текстах самого разнообразного содержания и назначения, в СМИ, различных жанрах публичной и сценической речи; - в устном общении образованных людей – носителей ЛЯ многих поколений. · ЛЯ присуща разветвленная, поливалентная система функциональных разновидностей и стилистическая дифференциация средств выражения мыслей, чувств человека, всей совокупности понятий и представлений окружающего мира (самодостаточность). · ЛЯ нормирован и кодифицирован. Нормативные словари ЛЯ создаются в целях распространения, упрочения и обучения нормам ЛЯ. Признаки литературной нормы: общезначима, социально престижна, устойчива (благодаря письменности), широко распространенна, кодифицирована.
Как уже отмечалось, ЛЯ присуща разветвленная система функциональных стилей, среди которых выделяются книжные стили (официально-деловой, научный, публицистический, язык художественной литературы) и устный (разговорная речь). Функциональный стиль (ФС) – это исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность употребления ЛЯ, отличающаяся от других подобных разновидностей особенностями состава языковых средств и собенностями их организации в текст. Все существующие тексты можно объединить в определенные группы, классифицировать на основании разных признаков. Один из таких признаков – отнесенность конкретного текста к тому или иному ФС. Специфика текстов того или иного ФС определяется рядом факторов, которые называют стилеобразующими факторами. Стилеобразующий фактор – это то обстоятельство, которое влияет на принципы организации языковых средств, способы, приемы их использования в текстах конкретного ФС, на его стилевые черты. К важнейшим стилеобразующим факторам относятся: 1)сфера общения, 2)основное социальное назначение 3)функции речи. Однако большое значение могут иметь и другие факторы – форма речи (устная/письменная), вид коммуникации, в рамках которого действует функциональный стиль (массовая, групповая, межличностная, контактная/неконтактная). Функциональные стили – крупные объединения текстов. Внутри они членятся на разновидности (подстили), внутри подстилей – на жанры. Жанр здесь – наиболее мелкая единица членения. Под жанрами понимаются сложившиеся в данной культуре типы, разновидности текстов, построение которых подчиняется более или менее строгим моделям (образцам) – общая тематика, общие черты композиции, способы подачи содержания, его интерпретации. Каждый жанр имеет свои законы построения, свои требования к выбору языковых средств. Жанры могут различаться по соотношению схемы, модели построения текста и индивидуального, оригинального в плане выражения (степень стандартизованности). В художественных текстах индивидуальность жанрового решения, жанровое новаторство даже поощряется, приветствуется. На другом полюсе стоят тексты официально-делового стиля – в них степень стандартизованности максимальная, требуется строгое следование норме построения текста данного типа, образцу, трафарету. В научных текстах – требования более строгие (но и в пределах одного стиля, например, научного строгость большая или меньшая степень стандартизованности зависит от конкретного жанра – наиболее стандартизованные жанры – аннотации или тексты словарных статей (их составляют из требуемых блоков – строгое следование жанровому канону), более вольные жанры - статьи, доклады, монографии. Написание таких текстов требует не механического следования модели, а определенного языкового творчества, проявления индивидуальности ученого, его индивидуального стиля. Изучая тексты разных функциональных стилей, стилистика вырабатывает понятие о стилистических нормах. Стилистические нормы – это 1) нормы выбора и организации языковых единиц в тексте определенного стиля и жанра; 2) нормы выбора стиля и жанра, соответствующего условиям языкового общения. Соответственно, нарушение стилистических норм может быть двух типов: 1) нарушение норм построения текста данного типа (в том числе и в отношении выбора языковых средств); 2) нарушение норм выбора типа текста, уместного в данной коммуникативной ситуации.
Сравнительная таблица стилей
|