Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прилагательные






· Степени сравнения образуются легче и регулярнее: сказать развернутее, она более педагог, самая что ни на есть балерина, очень женщина, очень главный.

· Сокращенные формы сравнительной степени: красивей, больней.

· Формы сравнительной степени с приставкой по-: попроще, понарядней, получше.

 

 

Часто используются местоимения (из-за их обобщенности значения), которые выполняют следующие функции:

1. конкретизация: Давай там поедем, Вон те мне принеси,

2. поддержка логического ударения: И он будет? Она тебе написала? Те возьми/те!

3. грамматический оформитель, для формального согласования: Эта в шортах опять приходила, Да знаешь ты ее/ пела на вечере/ такая.

4. как заполнители пустот: А он это и говорит, Ты это самое/приезжай пораньше.

5. ритмообразующая функция.

 

Большое количество междометий (бах!, шмыг, ух и др.), частиц (точно!, прям, да уж)

 

Синтаксис. Здесь особенности РР проявляют себя наиболее ярко, последовательно и разнообразно.

- вместо сложноподчиненного предложения – существительное в именительном падеже.

Ручка / у вас нет телефон записать

Чашка / тонкий фарфор

- Конструкции с инфинитивом, обозначающим целевое назначение предмета

Купить кеды бегать.

- конструкции с разговорными номинациями – особые типы номинаций, которые не называют, а описывают (есть чем писать, покажи что подарили, с портфелем привязался ко мне, возьми порошок где раковина);

- бессоюзные сложные предложения (Зайду в аптеку аспирин купить. Вот такое у Ирки платье женщина прошла).

- Эллиптические предложения – с незамещенными синтаксическими позициями. В РР практически не встречаются полные предложения: опускается все, что может быть опущено без ущерба для смысла, понимания адресатом сказанного. Дай мне синий… (карандаш, конверт). Условия реализации РР приводят в «свернутости конструкций», структурной неполноте высказывания.

- особый порядок слов Я тебе этих принес мама дала семечек тыквенных. Сегодняшней у тебя нет газеты?

- специальные слова-актуализаторы: Ты завтра как / работаешь? Вы что / уже поели?

Конструкции такого рода являются стереотипными и регулярно воспроизводятся в речи.

Лексика. Существуютспецифически разговорные слова и устойчивые сочетания (столовка, картошка, поджарка, пробежаться по магазинам, получить автомат и пр.). Однако большую часть слов составляют нейтральные слова. Лексические особенности заключаются а) в широких возможностях использования практически любого слова русского языка; б) практическом отсутствии каких-либо ограничений в использовании как книжной, терминологической, так и разговорной, просторечной лексики; в) образовании окказионализмов и расширении значения слов (семантически опустошенными являются слова нормальный, простой, прямой, штука, дело) при господстве нейтральной лексики.

Несмотря на стандартизованность РР, ей свойственна и эстетическая функция, которая проявляется в использовании языковой игры (намеренное нарушение языковых норм).

Некоторые приемы:

· Прием рифмовки: Хочем и хохочем, Нейлон какой-то/дурлон.

· Фонетические деформации слов: метатеза (бендяжка моя, класть маноез?, налопопам, очепятка), протеза (тюлипанчик, пияный, ужаскнулась), нарушение законов чередования согласных (лёдчик, просчай, брадцы), замена одних звуков другими (грыпп, румочка, чудыса в рышыте), перенос ударения (два пЕтьдесят, у тебя новые сапОги?)

· «Веселая грамматика»: мне один штук достался, мы с Лёвом пиво пьем, Что делаешь? – Да вот сидю/мышлю// Ну/ мышли/мышли.

· Острословие: прием стилевого контраста (я днем в магазин схожу/а вечером отрапортую, я должен завтра доклад вещать, на предмет положения книги на стол, не надо/Сань/не та ситуэйшн), пародийное использование особенностей редких фонетических подсистем (искюсство, мэрзкое состояние, наша бэсэда, брэд сивой кобылы, эстественно), прием построения необычных языковых единиц (слов и словосочетаний).

· Словообразовательная игра:

- контраст между частями слова (профбогиня, кавычкофил, тэтнатэтный разговор),

- контраст модели и ее наполнения (компотствует, эпохалка, нетленка, шедевралка),

- порождение одноструктурных производных (Они охалатены/отаплены/опростынены// И оподушкены!, Они там кукушку пригвоздевывают/ Прикуковывают!),

- имена лиц как производящие основы в шутливой РР (околосмирновцы, междунинье, хоть раз-Якобсон, донкихотистый),

- прием рифмованного эха («фокус-покус» приемы) (страсти-мордасти, фигли-мигли, штучки-дрючки, перец-шмерец, банки-шманки),

- прием псевдовосстановления производящей основы (где моя перчата, красивые вареги, какая крепкая сыроега, безнадега).

 

· Нарушение законов сочетаемости слов (говорить на импортном языке, я охромела на один зуб, сапоги не таких благородных кровей, вечером беру собаку под уздцы и на улицу, Окинь меня!

· Прием цитации (Эх, птичку жалко!...; Ребята, давайте жить дружно!...)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал