Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешний облик оратора, поза, жесты ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Одежда. Для оратора это один из факторов, определяющих его успех. Одежда не должна сковывать докладчика, мешать непринужденному изложению. Не следует одеваться чересчур изысканно. Лучше надеть привычный костюм. Во время выступления не следует поправлять и одергивать одежду. Эти действия лишь привлекают внимание к ней слушателей, отвлекая их от восприятия излагаемого материала. Невербальная связь с аудиторией. Если в помещении есть кафедра, то лучше использовать ее для организации выступления. В процессе доклада можно положить на нее руки, но не опираться на нее, как бы готовясь к прыжку. Лучше держать руки так, чтобы выглядеть естественно. Не следует держать руки в карманах. Не стоит также скрещивать их на груди, что несет негативный смысл. Не следует покачиваться взад-вперед, шаркать ногами и топтаться на месте, переступая с ноги на ногу. Это лишь отвлекает или развлекает аудиторию. Лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределен на обе ступни, тело слегка наклонено вперед, чем обеспечивается свободное дыхание и хорошее звучание голоса. Но это вовсе не означает, что нужно стоять неподвижно. Публичное выступление требует постоянного контроля за своими телодвижениями. Начинающему оратору рекомендуется начинать с умеренной жестикуляции и развивать соответствующие навыки постепенно. Необходимо избавиться от повторяющихся бессознательных движений – не стоит почесываться, тереть нос, дергать себя за ухо. Во многих случаях это может вызвать раздражение, подобно беспрестанному повторению слов-пара-зитов. Немаловажен визуальный контакт с аудиторией. Обычно выступающие периодически смотрят на лицевую часть аудитории и меньше обращают внимание на сидящих справа, уделяя основное внимание центру. Лучше непрерывно скользить взглядом по аудитории, при этом выявить слушателя или их группу, которые чем-то обеспокоены либо скучают или сонливы. Обращаясь непосредственно к ним, обычно удается восстановить полный контроль над аудиторией. Для этого достаточно внезапно заговорить громче. Прочный визуальный контакт достигается, если смотреть на группу слушателей примерно в течение времени прочтения абзаца средней величины. Это помогает в оценке как слушателей, так и частей своего сообщения по степени вызываемого интереса. Однако следует помнить, что слишком продолжительный взгляд на кого-либо из слушателей может вызвать у него неприятное ощущение. Опытный оратор как бы показывает каждому слушателю, что он обращается лично к нему. Достигается это с помощью «эффекта луча»: оратор, глядя на одного из слушателей, видит и еще некоторых (обычно 3 – 5), находящихся перед ним на «луче», соединяющем оратора с обозначенным слушателем. Им кажется, что говорящий смотрит именно на них. Отсутствие визуального контакта воспринимается слушателями как равнодушие оратора: «Говорит для себя. Мы его не интересуем». Не стоит надеяться на хорошее впечатление от такой речи. Существует два крайних уровня публичного выступления: дилетантский (неумелый, самодеятельный) и профессиональный (опытный, эталонный) (табл. 2). Таблица 2 Уровни публичного выступления
|