![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы исследования в современной зоопсихологии.
Метод наблюдения. Суть метода состоит в тщательной и последовательной фиксации всех поведенческих проявлений активности животного. Очень важно точно фиксировать все данные наблюдения и избегать субъективных оценок при фиксации этих данных. · Существуют методики сплошного наблюдения, когда фиксируются все возможные проявления поведения наблюдения животных. Напрмиер с помощью камеры наблюдения и других приборов фиксаций. · Выборочное наблюдение. · Включенное наблюдение. Связанное с тем, что наблюдатель включен во взаимодействие с животным. · Не включённое наблюдениею. Осуществляется со стороны без соприкосновения с животным. Методики Экспериментального исследования. Суть проверки состоит в проверке гипотезы, с помощью контролируемых условий деятельности животных. Экспериментатор активно вмешивается в деятельность животных. · Методика лабиринта. Впервые предлагает Э. Толлмен для исследования различных проявлений психики животных. Процессы научений, памяти, пространственной ориентации у животного и даже довольно сложные когнитивные процессы. В методике животному ставится задача в лабиринте. который представляет из себя определённые коридоры. Животному ставится цель достигнуть конца лабиринта, где помещается приманка или какая-нибудь ещё важная вещь для животного. Фиксируется время прохождения лабиринта и количество ошибок. Например, при прогрессе (время и ошибки), то это говорит об обучаемости животного. · Проблемная клетка. Клетка, в которую либо помещается животное и а пределами клетки помещается приманка. Тогда животное должно справится с теми замками, где спрятано животное. Как правило, применяется для изучения интеллектуальных способностей животного. · Методика обходного пути (очень популярна). Впервые предложена Келлером. Суть состоит в том, что животное воспринимает приманку через прозрачную преграду. Изучается способность животного найти обходной путь. Те животные, которые способны на этот маневр, имеют целостное перцептивное восприятие окружающего мира. · Методика дрессировки (дифференцированной). У животного формируются определенные навыки путем подкрепления или наказания. Проблема лабораторного исследования. Животное, как и человек, в неестественном состоянии испытывает стресс. Очень трудно бывает оценить естественность повеления животного в этих лабораторных условиях. Существуют ещё ряд методик и методов. Они постоянно совершенствуются. Естественные эксперименты над животными. Животные находятся в естественной среде обитания. Проблемы с адаптацией не наблюдаются уже. Можно создавать определенные приспособления для того, чтобы проверять гипотезы о возможностях животного.
|