Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На что человек способен
Тот факт, что, казалось бы, сверхъестественные способности доступны любому человеку, подтверждается результатами необычных соревнований, состоявшихся в январе 1989 года в Москве. На них резервные возможности человека демонстрировали отнюдь не монахи Кабдала, не выпускники Академии иррациональной психологии, не артисты оригинального жанра, а самые обыкновенные школьники и студенты из семи городов страны. Продемонстрированное ими описано в интереснейшем очерке известного журналиста Михаила Дмитрука, отдельные фрагменты которого мы приводим ниже.
" Неужели и вправду можно сызмальства, подобно Юлию Цезарю, научиться одновременно делать несколько дел? - спрашивает Михаил Дмитрук. - Или мгновенно прочитывать и запоминать целые страницы книг? Соперничая с Юрием Горным, выполнять в уме сложные математические операции быстрее, чем ЭВМ? Можно ли по примеру йога Джаядевы Йогендры вызывать нечувствительность к боли и одеревенение тела? Похожие вопросы возникали, наверное, у многих ученых и журналистов, приглашенных на это необычное состязание. Но то, что они увидели, превзошло самые смелые предположения". Вот, например, 12-летняя Женя Туршуджан из Пятигорска -маленькая, худенькая школьница, по виду совсем ребенок: " Она выходит в центр зала, закрывает глаза, поднимает руки в стороны и... за несколько секунд самостоятельно вызывает у себя состояние каталепсии, или восковой гибкости тека. Мужчина атлетического сложения подхватывает ее на руки и кладет на сиденья двух раздвинутых стульев. Женя Туршуджан опирается на них только пятками и затылком. Что ж, тренированные спортсменки тоже могут застыть в таком положении. Но вот атлет становится на этот живой мост. Зрелище не для слабонервных - кажется, что от такой нагрузки порвутся мышцы и сухожилия у испытуемой. Но тело даже не прогнулось. Зал рукоплещет, а опыт продолжается. Лежа на раздвинутых стульях, Женя открывает глаза и берет в руки таблицу из тридцати чисел. Одновременно ей диктуют столько же произвольно взятых слов. Всего минуту длится сеанс, потом девочка встает и пытается повторить увиденное и услышанное. Ей удалось вспомнить чуть больше половины. Много это или мало? Для артиста оригинального жанра - нормально. А для нас с вами кажется недостижимым. Настает очередь 17-летнего Александра Антонова. Он тоже мгновенно " деревенеет". Юношу кладут на раздвинутые стулья и становятся на него... уже впятером. К глазам испытуемого подносят таблицу из пятидесяти чисел и одновременно диктуют столько же слов... Потом он вспоминал их, уже стоя на полу, - сделал лишь несколько ошибок. Что ж, в этом номере Александр был вне конкуренции. " Подобные опыты опровергают традиционные представления о способностях человека, - сказал приглашенный на соревнование психофизиолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ВНИИ общей и судебной психиатрии имени В. П. Сербского И. Корсаков. - Казалось бы, человек не может выдерживать подобные нагрузки и не способен так быстро и много запоминать, тем более совмещать эти занятия. Я рад, что смог воочию убедиться, как рушатся обветшавшие каноны. Поистине безграничные возможности человека демонстрируют эти опыты. Но главное - развить свои способности до такого высокого уровня, который кажется невероятным даже специалистам, могут не только те, кто обладает природной одаренностью, - практически все здоровые люди, поставившие себе такую цель". Справедливость его мнения подтверждал дальнейший ход соревнования. Вот 14-летняя Аня Максимова с завязанными глазами быстро ощупывает дюжину деревянных дощечек, к которым приклеены редкие предметы разной формы, сделанные из разных материалов. Потом дощечки перемешивают и Аня по памяти быстро восстанавливает их первоначальное положение. По мнению И. Корсакова, главная трудность этого опыта в одновременной манипуляции обеими руками. - информация должна усваиваться по параллельным каналам двумя полушариями мозга. Вот похожая задача - зафиксировать взгляд одновременно на разных точках пространства. И то и другое ученые считают невозможным. Вернее, считали - до этого эксперимента. Но, кажется, процесс запоминания может идти и по большему числу каналов. Например, 18-летний Денис Калинин зрительно фиксировал сразу по три разные открытки, которые одновременно бросали перед ним на стол и через секунду убирали. За минуту перед испытуемым промелькнули тридцать открыток. И потом он каждую из них описал по памяти. А в конце сказал, что, наверное, это не предел - скоро он попробует запоминать по четыре открытки сразу, всего - сорок штук... Впрочем, подобное разделение восприятия на несколько каналов продемонстрировали и другие участники соревнования. Елена Дорина, Марина Завгородняя, Диана Чернякова одновременно делали... шесть дел, да таких, что каждое из них по отдельности могло бы украсить программу артиста оригинального жанра. Куда там Цезарю... Для начала они вызвали у себя... нечувствительность к боли. Это было видно и неспециалисту: девушкам проткнули иглами кожу около запястья - они даже не поморщились. Но присутствующим на опыте психотерапевтам внешнего впечатления было мало - они убедились в нечувствительности по зрачкам, которые не расширялись во время проколов. Не обращая внимания на иглы, девушки взяли в каждую руку по фломастеру и начали выводить на бумаге разные фигуры. Например, правой рисовали круг, а левой - треугольник. Тут им предложили одновременно три задания для запоминания. У каждой перед глазами -причудливая таблица, на которой изображено полтора десятка различных предметов, разбросанных в живописном беспорядке. А на слух девушки фиксировали два ряда произвольно выбранных слов и чисел. Каждой продиктовали двадцать таких пар. Психофизиологи с многолетним стажем, специалисты по человеческому восприятию и развитию памяти, были поражены, когда испытуемые почти без ошибок воспроизвели все три информационных ряда. Невероятно, но факт: запоминанию не помешала необходимость поддерживать нечувствительность к боли и одновременно рисовать двумя руками разные фигуры. А может, наоборот, память обострилась благодаря этим занятиям? Пока ученые не знают ответа. Ведь раньше они не видели ничего подобного. " Опыты настолько поражают воображение, что неискушенный зритель может увлечься внешним эффектом, зрелищностью и не понять самого интересного, - сказал И. Корсаков. - А ученый подметит детали, которые не бросаются в глаза, но могут стать поводом для серьезных исследований". Самого Корсакова поразила такая, казалось бы, непримечательная подробность. Марина Завгородняя держала на ладони вертикально стоящую трость и одновременно запоминала под диктовку тридцать слов. Вдруг трость стала падать - девушка подхватила ее другой рукой и снова поставила на ладонь. Ученый заметил, какое слово диктовали во время этого сбоя. Каково же было его удивление, когда девушка вспомнила весь ряд и допустила единственную неточность -именно на этом слове. Значит, ошибка в движении вызвала ошибку в запоминании". В ходе соревнований выявились и победители. В самом сложном конкурсе - сделать шесть дел одновременно - первое место заняла Марина Завгородняя. Это во многом предопределило ее победу среди взрослых по итогам всех туров. А среди детей первенствовала 12-летняя Марина Черток. Михаил Дмитрук задается вопросом: зачем все это нужно? Ведь в соревнованиях участвовали около семидесяти человек - не могут же все стать артистами оригинального жанра? " Они и не ставят такой задачи, хотя способны затмить иных " мастеров" психологических опытов на сцене, - сказал организатор этих соревнований, руководитель московского кооператива " Эйдос" И. Матюгин. - В состязании участвовали ребята из нашего центра и его филиалов в других городах. На занятиях они стремятся улучшить свою память и развить другие способности, необходимые для учебы и работы". Способностью одновременно делать разные дела обладают не только школьники и студенты, но и некоторые одаренные взрослые. Так, Джеймс А. Гарфилд, двадцатый президент США, родился в деревянной лачуге. Благодаря своим способностям получил пост директора института. Гарфилд был главнокомандующим на гражданской войне и выдающимся членом конгресса, а затем главой Соединенных Штатов. Бывший лесоруб умел писать двумя руками - в одинаковой степени как правой, так и левой. Гарфилд, возможно, являлся единственным человеком, который мог писать на двух классических языках, латинском и греческом, одновременно обеими руками.
Данная страница нарушает авторские права?
|