Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Немощные гении
Проблеме соотношения таланта и недуга много внимания уделял доктор биологических наук В. П. Эфроимсон. Он писал: " За все время существования цивилизации известно что-то около четырехсот людей, сыгравших значительную роль и в ходе исторических процессов, и в культуре, и в становлении современного цивилизованного мира". Такую же цифру - около 400 - называют все авторы, пытавшиеся оценить количество гениев. Отмечавшаяся загадочная связь между замечательными достижениями гениев и подагрой оставалась непонятной вплоть до 1956 года, когда английский ученый Е. Орован указал на два факта: во-первых, он установил, что мочевая кислота, избыточное количество которой в крови и приводит к подагре, по своей химической природе близка к таким известным стимуляторам умственной деятельности, как кофеин и теобромин (содержатся в чае и кофе). Во-вторых, мочевая кислота отсутствует в крови почти всех млекопитающих, так как расщепляется специфическим ферментом - уриказой. Однако у всех обезьян и у человека уриказы в крови или нет вообще, или ее очень мало. Накопление мочевой кислоты в крови служило стимуляцией мозговой деятельности. В среднем на тысячу человек приходится три подагрика. Среди гениев эта цифра увеличилась почти в 200 раз! Есть прямые указания на то, что подагриком был Борис Годунов. Если перенестись в эпоху Петра I и рассматривать великую Северную войну в чисто личностном плане, то ее можно назвать войной трех подагриков - Карла XII, Петра I и Августа II Сильного... Подагриками были Микеланджело и Рубенс, Рембрандт и Ренуар, Филдинг и Стендаль, Мопассан, Галилей, Ньютон, Лейбниц, Дарвин, Монтень... Конечно, на подагре вовсе не " свет клином сошелся". Нужно еще иметь дарование, условия для развития... Существуют и другие механизмы, симптомы, сопутствующие гениальности. 1964 году я обнаружил, что Авраам Линкольн, его поразительно умная мать и три ее сына страдали наследственной формой диспропорционального гигантизма - синдромом Марфана. Для него характерны очень длинные и тонкие конечности при относительно коротком худощавом теле, тонкие, легко отгибающиеся назад пальцы рук... Синдром сопровождается усиленным выбросом в кровь катехоламинов - природных веществ, среди которых есть и адреналин. Особенно мощный выброс катехоламинов происходит при стрессах, что позволяет организму выдерживать высокий уровень физических и психических нагрузок. Но если при стрессах происходит разовый выброс адреналина, то при синдроме Марфана количество катехоламинов в крови повышено постоянно. Кто же из известных миру людей имел схожий с Линкольном внешний облик и мог по этой причине обладать синдромом Марфана? Сходного типа гигантизмом обладал очень худощавый Ханс Кристиан Андерсен со своими невероятно длинными руками и ногами. Теперь его синдром доказан медиками. Возможно, к таким людям относятся Корней Иванович Чуковский и Шарль де Голль с его необычно длинными руками и ногами... Синдром Марфана - редчайший. Он встречается один раз на сто тысяч новорожденных. Было бы просто невероятно найти среди четырехсот людей хотя бы одного носителя синдрома. Но у гениальных людей это правило нарушается. И если не считать не установленных точно Чуковского и де Голля, то Андерсена, Линкольна, изобретателя Николая Теслу, крупнейшего физика Эрнста Аббе, Вильгельма Кюхельбекера можно определенно отнести к этой категории. Такое число носителей синдрома Марфана среди нескольких сотен выдающихся людей - поразительный факт. А если учесть, что адреналиновый допинг - мощный стимулятор интеллектуальной деятельности, то становится ясно, что все это не случайно... ...Тонизирующий, допинговый эффект может оказывать и повышенное содержание в крови андрогенов - мужских половых гормонов. Исходя из этого, можно понять некоторые механизмы повышенной умственной активности многих великих исторических деятелей. Действительно, сколь бы интимной и малоизвестной ни оставалась сексуальная сфера жизни большинства знаменитостей, нельзя не помнить, что одного из величайших и многосторонних исторических персонажей - Юлия Цезаря - называли " мужем всех жен". Безудержной сексуальностью, а следовательно, и высоким уровнем содержания половых гормонов отличались Петр I, Байрон, Пушкин, Лермонтов, Альфред де Мюссе, Бальзак, Гейне, Л. Толстой... многих из них повышенный сексуальный тонус сохранялся до глубокой старости (Гете). И если биографии некоторых великих людей свидетельствуют об их полном или почти полном отказе от секса, то в этих случаях чаще всего нужно говорить о явной сублимации сексуального влечения и переводе его в, творческую энергию (Кант, Бетховен). Все сказанное выше - не окончательный итог и даже не приближение к итогам исследования. Замечательный английский биолог и философ Джулиан Хаксли писал: " Великие люди прошлого мимолетно раскрыли нам, чем может быть личность, интеллектуальное понимание, духовное достижение, художественное творчество. Но это не более чем мимолетные вспышки. Нам нужно исследовать и нанести на карту весь мир человеческих возможностей, подобно тому как была изучена и нанесена на карту вся область физической географии". Исследования в этом направлении продолжаются. В статье о " психопатологическом феномене" " Каждому гению - свою странность" Виктория Сарыкина пишет: " Каждый гениальный человек имеет отклонения. Кто будет отрицать, что у Пушкина, Гете, Гоголя и Достоевского были психические отклонения? Впрочем, это не то, что вы думаете, - отклонение от нормы не означает сумасшествие. Психиатры сравнивают психопатологию с Книгой рекордов Гиннесса: там что ни рекорд - то отклонение от нормы. Просто между патологией и болезнью нельзя ставить знак равенства. И если ученые говорят, что Лермонтов был яркий шизоидный психопат, это не значит, что его нужно было срочно госпитализировать и лечить. У Пушкина, между прочим, тоже была патология - и может быть, даже большая, чем у Лермонтова, - но кто сможет назвать Пушкина сумасшедшим? " Легкие психические расстройства всегда присутствуют в личности и творчестве гениальных людей, но в очень ограниченных дозах, иначе ни личности, ни творчества уже не будет. В истории России можно найти массу примеров, когда гениальная личность переставала быть гением. Всем нашим классикам пытались ставить какие-нибудь диагнозы. Но ярчайшим примером почему-то всегда считался Гоголь: уж его-то диагноз " шизофрения" никто оспаривать не станет. Однако народ запоем читает и " Вечера на хуторе...", и " Миргород". Опытные специалисты на примере последних литературных изысков писателя весьма убедительно докажут вам, что к концу жизни Гоголь распался и как личность, и как талант. Потому что патология превратилась в болезнь и начала прогрессировать. С Мопассаном та же история. Примеров хватает. Как указывает Сарыкина, проблемой психопатологии и гениальности занимались не только психиатры, но и философы, искусствоведы, историки, социологи, писатели. И основной вопрос большинства исследований (и может быть, самый загадочный) таков: как оценивать соотношение гениальности и психопатологии? Ведь даже само понятие гениальности весьма и весьма расплывчато. Пушкин - это да, гений. А Константин Федин - гений ли он? Или просто одаренный человек? То же самое с патологией: какие у нее границы? Тысячи людей находятся в психиатрических клиниках, но лишь единицы проявляют себя как гениальные личности, и наоборот - тысячи занимаются творчеством, но значит ли это, что все они имеют психопатологические отклонения? Но, несмотря на эти вопросы-загадки, ученые, занимающиеся изучением творчества и патологии гениальных людей, обнаружили факты, позволяющие сделать четыре вывода: 1. Среди всех предков гениальной личности без исключения можно обнаружить черты психопатологии и часто даже психическую болезнь. 2. У гениальной личности всегда можно констатировать наличие психопатологии: от легких форм до душевного заболевания. 3. Среди близких родственников гениальной личности с исключительным постоянством присутствуют душевнобольные люди. 4. Как правило, среди предков гениальной личности можно обнаружить линию одаренности. Из всего вышесказанного можно сделать один простой вывод: основной фактор, влияющий на развитие гениальной личности, -это наследственность. Владимир Козырев, главный психиатр больницы имени Алексеева (бывшая Кащенко), составил " таблицу наследственности" одаренности и психопатологии. Вот она. Наполеон. Страдал аффект-эпилепсией. Отец: алкоголик, патологические черты характера. Мать: человек больших способностей с чертами несомненной одаренности. Сестры: истеричные и безнравственные натуры. Лев Толстой. Страдал истеро-эпилептическими приступами. Линия отца: изобилует душевнобольными и психопатическими личностями. Линия матери: высокая одаренность, музыкальные и литературные способности. Лермонтов. Страдал шизоидной психопатией. Отец: выраженная психопатия из группы шизоидных. Мать: натура, склонная к поэзии. Успенский. Умер в психиатрической лечебнице от прогрессивного паралича (плюс страдал алкоголизмом). В семье отца - множество душевнобольных. По линии матери - много художников, музыкантов и писателей. Брат покончил жизнь самоубийством. Шуман. Отец литературно одарен. Покончил жизнь самоубийством. Мать: к концу жизни проявились психические расстройства. Сестра и сын композитора: душевнобольные. Достоевский. Страдал эпилепсией. Отец: алкоголик, как, впрочем, и братья писателя. Мать: произошла из очень культурной семьи, давшей немало одаренных, высокообразованных людей. Сестра: душевнобольная, а ее сын (племянник писателя) - идиот. Большинство ученых склоняется к мысли, что у каждого человека присутствует потенциал творчества - одаренность и патология. Только у всех потенциалы эти разные, зависят от наследственности и присутствуют в определенном соотношении. Владимир Козырев приводит четыре варианта развития личности. 1. У человека много и творческого, и патологического потенциала. Он непременно реализуется в одаренную личность. 2. При малых творческой и патологической потенциях - будет нормальным, даже посредственным. 3. Если у человека много патологического, но мало творческого потенциала, он станет психически больным. 4. Если патологии мало, а творчества много - человек реализует свои способности на высоком уровне, но гением не станет. В любом из нас заложено намного больше, чем мы можем реализовать. А иногда случается, что гениальный человек оказывается вне сферы творчества. Но гениальность все равно дает о себе знать. Как у Ломоносова. Впрочем, здесь возникает один нюанс. Пусть вы человек одаренный, имеете большой и творческий и патологический потенциалы, но, не имея способности к развитию заложенной одаренности, не станете тем, чем можете стать. Бывает так: вы воспитываете двоих детей, учите их, работаете с ними - один в результате окажется Эйнштейном, а другой дворником. Потому что один ребенок умел развивать свои способности, а другой (имея тот же " наследственный набор") - увы, нет. Лермонтов - пожалуйста, классический пример. В 27 лет настолько подняться выше своих одногодков, получив не самое высокое образование, - это свидетельствует о том, что поэт, " впитывая" мир по-своему, имел способность развивать свои способности. Говоря о " наследственном наборе" (наличии творческого и патологического), мы, конечно, подразумеваем мозг. Сознание и подсознание. Сознание и сверхсознание (" сверх-я" - по Фрейду): это то, что напичкано всякими табу, законами и правилами Сознание тормозит подсознание (где и " хранятся" наши творческий и патологический потенциалы). Но иногда этот " тормоз" можно снять. Ведь вы встречались с людьми, которые только, что называется, до первой рюмки не умеют ни петь, ни танцевать, ни общаться на английском. Такого же эффекта " снятия тормоза" можно добиться не только с помощью алкоголя, наркотиков (между прочим, многие художники, музыканты и артисты используют их), сна (Пушкин писал стихи во сне, а Менделеев увидел во сне свою таблицу), гипноза и... психопатологии. Все перечисленное и можно назвать пусковым моментом, подавляющим действие сознательного барьера. Есть еще один " стимулятор", который можно получить при жизни, -прогрессивный паралич (заболевание сифилитического характера), которым страдали Врубель, Мопассан и Гете Кто знает, сколько гениев было б сегодня, если бы ученые смогли ответить на вопрос: возможно ли вводить человека намеренно в патологическое состояние? Никто не ответит стал бы Достоевский Достоевским, если бы он жил в наше время и его лечили бы от эпилепсии? Вроде понятно: расстройства следует лечить (и лечат!), а вдруг вместе с болезнью " лечат" и гениальность?
Данная страница нарушает авторские права?
|