![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Преддипломная практика
Общие положения
Преддипломная практика является элементом практической подготовки специалиста по экономике и управлению на предприятии отрасли и проводится для овладения выпускником профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материалов для выполнения дипломной работы. На этом этапе завершается формирование квалифицированного специалиста, способного решать сложные задачи. Перед преддипломной практикой каждый студент должен сдать техническому секретарю на кафедру «Экономика и менеджмент сервиса»: 1. Копию паспорта (все заполненные страницы). 2. Деньги за бланк диплома. 3. Анкету студента (прил. 9). Целью проведения преддипломной практики является обобщение знаний и навыков работы студентов по специальности (последовательность прохождения преддипломной практики приведена далее на рисунке). Процесс прохождения преддипломной практики состоит из пяти этапов. 1. Выбор темы дипломной работы и ее обоснование. Перед практикой студент должен предварительно согласовать с руководителем дипломной работы тему, над которой он намерен работать. Примерная тематика дипломных работ приведена в прил. 1. Тема дипломной работы выбирается с целью решения конкретной экономической задачи (проблемы) на предприятии или в отрасли. При наличии ходатайства предприятия студент может предложить тему дипломной работы по тематике данного предприятия, но при этом он должен обосновать целесообразность ее разработки. После студент получает от руководителя дипломной работы задание на преддипломную практику. Руководители дипломных работ назначаются распоряжением по кафедре.
Алгоритм прохождения преддипломной практики 2. Получение задания на практику. Руководитель дипломного проектирования составляет задание на преддипломную практику каждому студенту в двух экземплярах, один из которых в первый день практики выдается студенту, а второй экземпляр остается на кафедре. В задании указываются этапы прохождения практики и сроки их выполнения. 3. Изучение сути темы дипломной работы. Студент изучает литературные источники, нормативные и методические документы, справочные пособия, научно-производственные работы. Дипломная работа выполняется 4. Изучение фактического положения дел по выбранной теме. Для выполнения дипломной работы в период прохождения преддипломной практики студент осуществляет сбор необходимой информации, которой могут быть материалы предприятия, на котором студент проходит практику или работает, материалы литературных источников, обязательные нормативные показатели, собственные наблюдения и изменения и др. Прежде, чем приступить к сбору информации, необходимо определить систему показателей, которые будут использованы при выполнении дипломной работы. Рекомендуется составить блок-схему аналитической части дипломной работы, что поможет организованно и оперативно собрать информацию по фактическому состоянию рассматриваемого вопроса (темы) в отрасли и на предприятии. Изучив публикации по выбранной теме, нормативные и законодательные акты и другие документы, студент приступает к изучению положения дел на конкретном предприятии и сбору необходимой информации. Изучение деятельности экономического субъекта связано с изучением различных факторов, которые необходимо систематизировать. При этом необходимо исследовать влияние внешних и внутренних факторов. Внешние факторы – общие экономические и отраслевые факторы. - состояние экономики в целом (например, рост или спад производства); - процентные ставки и возможности финансирования; - уровень инфляции, денежная (валютная) ревальвация; - государственная политика, в том числе: денежно-кредитная; финансово-бюджетная; фискальная; финансовое стимулирование; тарифы, торговые ограничения; - курсы иностранных валют и валютный контроль; - рынок и конкуренция; - цикличность (сезонность) деятельности; - изменения в технологии производства; - предпринимательский риск (например, легкость вхождения для конкурентов и прочие); - спад или расширение отрасли; - неблагоприятные условия (например, падение спроса, проблемы с производственными мощностями, серьезная ценовая конкуренция); - особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций; - основные экономические показатели и статистические данные; - требования и проблемы, связанные с охраной окружающей среды; - нормативно-правовая база (учетная политика, требования к бухгалтерскому учету и отчетности; нормативные и законодательные акты, система налогообложения; меры государственного регулирования: средства, методы и требования; аудиторские требования представления отчетности; пользователи бухгалтерской отчетности, требования к качеству продукции, лицензирование деятельности предприятия и т.д.); - энергоснабжение и затраты и другие факторы. Внутренние факторы связанны с индивидуальными особенностями экономического субъекта. 1. Корпоративная структура – частное, общественное, государственное предприятие (включая любые происходящие или запланированные изменения). 2. Акционеры – бенефициары и третьи стороны (местная, зарубежная, деловая репутация и опыт). 3. Структура капитала (включая любые происходящие или запланированные изменения). 4. Организационная структура. 5. Цели, философия, стратегические планы управления. 6. Приобретения, слияния или сокращение деятельности экономического субъекта (запланированные или осуществленные в последнее время). 7. Источники и методы финансирования (текущие, первоначальные). 8. Совет директоров, в частности: - состав совета; - деловая репутация и квалификация руководителей, входящих в совет; - независимость от исполнительного руководства и контроль за его деятельностью; - периодичность проведения собраний; - наличие службы внутреннего контроля и масштаб ее деятельности; - наличие политики в отношении корпоративного поведения. 9. Качество управления экономическим субъектом, в частности: - квалификация и репутация руководства; - ротация персонала; - ведущий финансовый персонал и его статус в организации; - обеспечение бухгалтерии персоналом; - система поощрительных вознаграждений и стимулов как часть оплаты (например, на основе прибыли); - использование прогнозов и смет; - давление на управление (например, чрезмерная загруженность); - доминирование одного лица, поддержка цены акций, неприемлемые сроки объявления результатов; - системы управленческой информации. 10. Деятельность внутреннего аудита (наличие, качество). 11. Отношение к внутренним средствам и методам контроля. 12. Характер экономического субъекта (например, производитель, оптовое торговое предприятие, предприятие по оказанию финансовых услуг, предприятие, осуществляющее импортные или экспортные операции). 13. Местонахождение средств производства, складов, офисов. 14. Работа по найму (например, местоположение, обеспечение, уровни заработной платы, коллективные договоры, пенсионные обязательства, государственное регулирование). 15. Товары или услуги и рынки (например, основные клиенты и контракты, условия оплаты, рентабельность, доля рынка, конкуренты, экспорт, политика цен, репутация товаров, гарантии, книга заказов, тренды, рыночная стратегия и цели, производственные процессы). 16. Следует учитывать долю бартерных операций, оплату по системе взаимозачета, выдачу векселей и т.д., а также наличие сделок по цене не выше себестоимости. 17. Основные поставщики товаров и услуг (например, долгосрочные контракты, стабильность снабжения, условия оплаты, импорт, методы доставки, такие как «своевременные»). 18. Запасы (например, местоположения, количество). 19. Коммерческие концессии, лицензии, патенты. 20. Категории основных расходов. 21. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. 22. Валютные фонды, обязательства и операции по валюте, хеджирование валютообменных операций. При этом следует учитывать влияние курсовых разниц на формирование финансового результата. 23. Законодательство и инструкции, оказывающие значительное влияние на деятельность предприятия. 24. Информационные системы – состояние на текущий момент и планы их изменения. 25. Структура долгов, включая условия и ограничения. 26. Системы прогнозирования доходов и финансовых потоков. 27. Лизинг и прочие финансовые соглашения (кредиты, займы). 28. Доступность кредитов. 29. Другие финансовые источники. 30. Валютные операции и процентные ставки. 31. Операции с ценными бумагами. 32. Сравнение с прибыльностью производственных операций и другие факторы. 5. Составление отчета по преддипломной практике. По итогам преддипломной практики студент составляет отчет и сдает его руководителю дипломной работы. Содержание отчета зависит от темы дипломной работы Рекомендации по проведению преддипломной практики разработаны в соответствии с «Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», утвержденным приказом Министерства образования РФ от 25.03.03. №1154: преддипломная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности: 080502 «Экономика и управление на предприятии». Преддипломная практика студентов является неотъемлемой частью подготовки специалиста в соответствии с требованиями государственного образовательного стандартна высшего профессионального образование по специальности (ГОС ВПО). Важнейшими задачами практики являются: - выработка закрепление практических навыков необходимых при решении конкретных профессиональных задач в определенном виде деятельности, установленном ГОС ВПО; - сбор и обобщение практического материала для подготовки выпускной квалификационной работы (далее ВКР). При прохождении практики студент обязан: - полностью выполнять задание, предусмотренное программой практики; - подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в организации, принявшей студента на практику; - изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии; - самостоятельно трудиться на рабочих местах в соответствии с календарно тематическим планом; - вести дневник практики; - нести ответственность за результаты работы со штатными работниками; - представить руководителю практики письменный отчет. Преддипломная практика студентов проводится на 5 курсе в течение 8 недель. Практика организуется на производственных предприятиях, государственных унитарных и муниципальных предприятиях, предприятиях туриндустрии и сервиса. Студенты, проходящие преддипломную практику индивидуально, должны представить официальное письмо от руководства организации о согласии принять студента для прохождения практики. Письмо оформляется на имя ректора и заверяется круглой печатью. (прил. 10). Методическое и организационное руководство практикой осуществляется руководителем практики. Предварительно с администрацией организации согласовывается календарный план проведения практики и продолжительность работы студентом на рабочих местах. Руководитель практики выдает направление и индивидуальное задание, утверждает график прохождения и порядок контроля выполнения заданий.
|