Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие






Учебно-методическое пособие

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………....... 4

Тема 1. Восточные славяне и Киевская Русь ……….…………............. 5

Тема 2. Русские земли в XII-XIV веках ……………………………. 9

Тема 3. Формирование единого Российского государства ……….. 13

Тема 4. Россия в XVII веке …………………………………………. 18

Тема 5. Особенности российской модернизации в XVIII веке…… 23

Тема 6. Пути развития России в XIX веке ………………………… 27

Тема 7. Россия в условиях буржуазной модернизации

и революций………………………………………………………….. 32

Тема 8. Советский вариант модернизации (1918-1953 гг.)………... 37

Тема 9. СССР (Россия) во второй половине XX века……………… 43

Литература основная и дополнительная …………………………….. 50

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для подготовки семинарских занятий по дисциплине «История» студентами непрофильных факультетов Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара (очной формы обучения). Пособие состоит из введения, планов семинарских занятий, подробных методических рекомендаций по подготовке к ним, а также хронологических таблиц и вопросов для самопроверки, которые сгруппированы по базовым темам дисциплины «История». В конце работы представлена основная и дополнительная литература по курсу.

Назначение данного учебно-методического пособия заключается в том, чтобы помочь студенческой аудитории расширить эрудицию, систематизировать уже имеющиеся знания при закреплении нового материала, при подготовке к экзаменам, в ходе самостоятельной работы.

 


Тема 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И КИЕВСКАЯ РУСЬ

1. Этногенез славян. Восточные славяне в догосударственный период: расселение, хозяйство, религиозные верования, соседи.

2. Образование Древнерусского государства. Проблема «норманнского влияния». Социально-экономический строй Киевской Руси.

3. Христианизация Руси.

Методические рекомендации

Ответ на первый вопрос темы начните с освещения проблемы этногенеза славян. К какой языковой семье (общности) принадлежали предки славян (праславяне)? Когда, по мнению большинства ученых, произошло выделение праславян из этой общности? Далее остановитесь на характеристике различных версий о прародине славян. Какие мнения на этот счет высказывали историки XIX века (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский), советские ученые? Какие наиболее распространенные точки зрения по вопросу о районе возникновения славянской этнической общности существуют в настоящее время? Когда и в результате чего произошло разделение славян на три ветви (восточную, западную и южную)? Укажите территорию, занимаемую восточными славянами в VI-IX веках, особенности их хозяйственной деятельности, религиозных верований. Назовите народы, с которыми соседствовали восточные славяне, охарактеризуйте особенности их взаимоотношений.

В IX веке сложилось Древнерусское государство (Русь или, как его называют по столице, Киевская Русь). Его происхождение «Повесть временных лет» связывает с призванием в качестве князей трех варягов – Рюрика, Синеуса и Трувора. На основе летописного рассказа в XVIII веке была разработана так называемая «норманнская теория». Назовите ее авторов и охарактеризуйте условия, в которых она появилась. Каков ее политический смысл? Какие мнения существуют об этнической принадлежности варягов? Почему варягов нельзя признать создателями государственности на Руси? Какова их роль? Далее в этом вопросе охарактеризуйте общественное развитие Киевской Руси. Назовите основные социальные группы того периода. Существовали ли непреодолимые барьеры между различными социальными группами свободных людей? Какими путями свободное население попадало в зависимость от феодалов, каковы формы этой зависимости? Кто такие «смерды», «закупы», «рядовичи», «холопы» и «челядь»? Чем характеризовалось их положение в обществе? Далее остановитесь на эволюции налоговой системы в X веке. Опишите процесс сбора киевскими князьями дани с подвластного населения. Что послужило поводом для изменения этого порядка княгиней Ольгой? Как изменился этот порядок? В заключение дайте характеристику внешнеэкономических связей Руси. Чем и с кем торговали русские купцы?

Последний вопрос темы посвящен христианизации Руси. Начните с того, что процесс создания единого государства объективно требовал установления определенной религиозно-идеологической общности и превращения Киева в религиозный центр славян. Почему язычество не решало этой задачи? Около 980 г. князем Владимиром Святославичем была проведена первая религиозная реформа. В чем состояли ее суть и смысл? Почему она потерпела неудачу? Спустя несколько лет князь обратился к мировым религиям: христианству, исламу, иудаизму. Почему Владимир выбрал христианство, а именно его восточный вариант – православие? В 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси. Какими методами шло его распространение по территории страны? Что такое двоеверие? В заключение охарактеризуйте организационную структуру церковной организации на Руси и раскройте значение принятия Русью христианства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал