Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Были ли ангелы сотворены прежде физической Вселенной.
Были ли ангелы сотворены прежде физической Вселенной? На сей счет в сочинениях Отцов Церкви находим два мнения. Наиболее вероятно то, согласно коему ангелы и телесные создания сотворены были одновременно... Непохоже, чтобы Бог, Чьи " дела совершенны", как мы читаем во Второзаконии, сначала сотворил ангелов, а потом уже все остальное. Впрочем, и другое мнение не следует считать заблуждением... Все греческие Отцы Церкви полагают, что ангелы были сотворены прежде телесной Вселенной... Если же ангелы сотворены были прежде физической Вселенной, то тогда там, где в Книге Бытия сказано " В начале сотворил Бог небо и землю", слова " В начале" надлежит толковать как " В Сыне" или же " В начале времен", но не как " В начале, прежде которого ничего не было", если только не относить эти слова целиком к телесным вещам"? 67
Руперт: Похоже, Аквинат полагал, что ангелы были сотворены одновременно с физическим миром на том основании, что в мире все взаимосвязано. Ангелы существуют не сами по себе, они находятся в определенных отношениях с тем, что обладает телесной природой, и поэтому не могли появиться раньше физической Вселенной или отдельно от нее. По-моему, это логично. Умы или духи, которые структурируют физические объекты, появились на свет вместе с ними. Применительно к эволюционной Вселенной это означает, что как только возникают новые виды творения, вместе с ними возникают их ангелы: с появлением галактик появляются управляющие ими ангелы, и то же самое относится к звездам, планетам, видам растений и животных, человеческим сообществам. Мы сейчас знаем о творении куда больше, чем знал о нем Аквинат или вообще кто бы то ни было до космологической революции 1960-х годов. Благодаря этим знаниям, мы можем высказать догадки и о том, как на свет появляются ангелы. Уже больше 15 миллиардов лет ангелы возникают одновременно с объектами, которые вверены их попечению, и этот процесс продолжается по сей день. Взгляды греческих отцов церкви - это что-то вроде традиционных научных взглядов. И те и другие восходят к Платону. Законы природы считаются вечными математическими истинами, вне времени и пространства.
Они уже существовали на момент " Большого Взрыва". Они не появляются с развитием Вселенной - они всегда были с самого начала, до всякой Вселенной. На мой взгляд, в представлениях Аквината о том, что ангелы появляются на свет вместе с " подведомственными" им организмами, куда больше смысла. Точно так же разумнее было бы думать, что " законы природы" - это, скорее, устоявшиеся привычки, нежели вечные истины, существующие независимо от физической Вселенной, как бы в запредельном математическом сознании. Мэтью: Если Вселенная в самом начале была не больше булавочной головки, сколько же там было ангелов? Ага, вот мы и вернулись к вопросу о том, сколько ангелов уместится на острие иглы! Вселенная расширялась - значит, появлялось все больше сложных систем, все больше работы и места для ангелов? Если это так, тогда почти вся теория Аквината взлетает на воздух. Ведь он говорил, что Бог создал ангелов, они сделали свой выбор в пользу добра или зла, и с тех пор в их мире все оставалось практически без изменений. Но идея одновременного появления на свет всех ангелов не согласуется с новейшими теориями развития Вселенной. Ведь она, эта идея, - тоже пережиток неоплатонического универсума. Если, как ты говоришь, возникают новые галактики и тем самым в мире прибавляется работы, разве это не означает, что возникают и новые ангелы? Руперт: Должно быть, так. Современная теория гласит, что Вселенная расширяется, остывает, и по мере ее остывания в ней возникают новые формы организации и порядка. В контексте эволюционной космологии это значит, что одновременно появляются и новые ангелы. Творение не прерывается - Бог создает новых ангелов. Мэтью: Почему бы и нет? Руперт: Возникает вопрос, что случается с " лишними" ангелами - например, с теми, что занимались в свое время динозаврами? Сейчас-то у них не так много работы. Мэтью: Очевидно, их " используют повторно". Может, они проходят курсы профессиональной переподготовки, чтобы работать с людьми. Руперт: Или же их попросту перебрасывают на другие планеты, где тоже полным ходом идет процесс эволюции. Ангелы динозавров в одно мгновение оказываются на планетах, где динозавры только-только появились и нуждаются в руководстве. Мэтью: А разве на других планетах могут быть динозавры? Я-то думал, что это уникальное событие в истории Вселенной. Ведь динозавры появились в результате особого, неповторимого, стечения обстоятельств на нашей планете. Руперт: Ты забываешь о морфологическом резонансе. Миллиарды звезд и планет можно подразделить всего на несколько видов. Все звезды уже расклассифицированы. Возможно, во Вселенной существует несколько типов планетных систем, и планеты в этих системах тоже наверняка относятся всего лишь к нескольким видам. Может быть, существуют десятки, сотни и даже миллионы планет, относящихся к типу Марса, Юпитера или Земли. При достаточно большом сходстве между ними может возникнуть морфологический резонанс. Возможно, эволюционный процесс на Земле резонирует с эволюционными процессами на других планетах клacca Гайи.
АНГЕЛЫ СТРЕМЯТСЯ К СОСТОЯНИЮ БЛАГОДАТИ И СЛАВЫ
Следует понимать, что полное и совершенное блаженство присуще природе одного только Бога, Чья сущность и есть блаженство. Для твари же природа - это одно, а совершенная радость- другое, ибо радость есть цель, к которой стремится природа68. Блаженство покоится и утверждено во благе. Под блаженством мы понимаем окончательное совершенство природы, наделенной рассудком и разумом: вот почему желание блаженства заложено в самой природе. Всему в мире свойственно естественное стремление к окончательному совершенству... Окончательное блаженство лежит за пределами всех природных возможностей, и никто из ангелов не обладает им с первого мгновения своего существования, ибо оно не заложено в природе, но есть ее цель. Посему ангелы не могли быть наделены блаженством изначально69. Ангелы нуждались в благодати обращения к Богу, ибо Он причина блаженства... Ангелы по природе своей имеют любовь к Богу, источнику их бытия; обращение к Богу- источник блаженства, каковое состоит в созерцании Его сущности70. Благодать лежит посредине между природой и славой71.
Мэтью: " Блаженство покоится и утверждено во благе" - я вижу в этой фразе необычайное богатство смыслов. Ведь благо - это то же, что и благословение. Стало быть, блаженство утверждено в благословении. Осознавать благословение, быть благословленным, быть инструментом благословения - так блаженство проявляет себя в мире. Фраза о том, что всему в мире свойственно естественное стремление к окончательному совершенству, весьма характерна для Аквината. Стремление, желание - это основная движущая сила. Все в мире по природе своей ищет собственного блага и блага всего мира в целом. Благо превыше всех благ- это само божество. Ангелы, несомненно, принадлежат к этой космологии благословения, блага и блаженства. Но Аквинат идет дальше, когда заводит речь о благодати. Одного естественного стремления к Богу недостаточно: только благодать раскрывает тайную суть божественного. В благодати нуждаются даже ангелы - сами по себе они не в состоянии непосредственно переживать сущность Бога. Все создания, к какому бы виду они ни принадлежали, по мысли Аквината, не обладают полнотой счастья. Их сущность и совершенное счастье не совпадают. Природа - одно, совершенная радость - другое. Радость - это цель. Все создания стремятся к полноте радости. Бытие, сущность и жизнь насыщаются опытом радости. Большинству людей и в голову не приходит, что Бог - это сама радость. Но это так. Аквинат говорит: " Бог обладает полнотой радости и тем самым - высшей формой сознания" 72. Он устанавливает связь между радостью и сознанием. И конечно же, радость ангелов безгранична. Руперт: В индуизме высшее божественное сознание описывается понятием сатчитананда - неразрывная Связь бытия, знания и блаженства. Мне, правда, не совсем ясно, что Аквинат понимает под радостью - может быть, ты ответишь на этот вопрос? Ведь ты написал о сочинениях Аквината книгу под названием " Чистая радость". Можно ли сказать, что радость рождается только из причастности к чему-то большему, нежели ты сам? В таком случае, чтобы обрести причастность, ангелу или любой другой твари необходимо выйти за пределы своего существа. Мэтью: Да, я думаю, Аквинат это и имел в виду. Радость никогда не бывает полностью личным переживанием. Радость - это переживание общности. Аквинату принадлежат такие слова: " Чистая радость - от Бога, она требует общения" 73. Даже божество хочет с кем-то разделить свою радость, хочет общения. Аквинат обыгрывает здесь идею Троицы как общения и радости внутри божественного. Эта же мысль распространяется и на творение: все творение как единое целое, как община, не только воспринимает божественную радость, но и, возможно, служит ее источником, Руперт: Теперь становится яснее, почему, по мысли Аквината, столь совершенные создания как ангелы нуждаются в благодати, чтобы выйти за пределы своей природы и обрести радость.
БЫЛА ЛИ БЛАГОДАТЬ ДАРОВАНА АНГЕЛАМ ПРИ СОТВОРЕНИИ?
Хотя в онтологическом порядке благодать лежит посредине между природой и блаженством, но во временном порядке блаженство не дается созданию одновременно с его природой. Ибо в то время как блаженство в соотношении с природной деятельностью есть ее исход, достигаемый с помощью благодати, сама благодать не есть исход природной деятельности. Скорее, наоборот: благая природная деятельность есть следствие благодати. И на этом основании можно думать, что благодать была изначально дарована ангелам вместе с их природой74.
Мэтью: Я бы назвал это первородной благодатью, изначальным благословением. Ангелы получили особое благословение: они были одновременно наделены и природой, и благодатью. Руперт: Через пропасть между природной деятельностью и блаженством перекинут мост благодати. Благодать исходит из блаженства и соединяет его с природной деятельностью. Природа сама по себе не может достичь блаженства; это блаженству надлежит достичь природы, и процесс этот включает в себя благодать. Мэтью: В другом месте Аквинат говорит о том, что благодать и природа исходят от Бога. Благодать - свободный Божий дар, но и природа - такой же дар. Аквинат всячески стремится избежать дуализма природы и благодати, чтобы не создалось впечатления второстепенности природы по отношению к благодати. Он отходит от идей святого Августина (который отделяет природу от благодати), но не хочет обнаруживать это слишком явно. Мейстеру Экхарту, который пришел со следующим поколением и стоял на плечах Аквината, хватило мужества и прямоты сказать: " Природа есть благодать".
ДОСТИГАЕТ ЛИ АНГЕЛ БЛАЖЕНСТВА
|