![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 4. Проблемы исследования личности в социальной психологии
Вся проблематика распадается на два класса: 1. Проблемы детерминант и качества социального поведения: проблемы социализации личности, проблема социальной установки, проблема «Я». 2. Проблемы влияния группы на личность: проблема лидерства, совместимость, конформизм, деиндивидуализация и т.д. В рамках наших лекций мы будем делать акцент на проблематику первого класса проблем. Логика нашего анализа социального поведения такова: 1. Каков механизм социального поведения человека? Есть внутренние и внешние регуляторы. Каковы внешние регуляторы? Человек действует так, как предписывает социальная норма, то есть так, как предопределяется и предписывается окружением, группой, обществом. Понятие нормы, ролевая теория. 2. Как усваиваются общественные нормы и роли личностью? Социализация 3. Но существует устойчивое социальное поведение и есть неустойчивое, вариативное и индивидуализированное поведение. Почему такое есть и чем это определяется? Какие внутренние (психические) структуры отвечают за контроль и индивидуализацию выполнения социальных норм? Как они работают? Рассматриваем следующие понятия: · Социальный опыт личности. · Установки, социальные стереотипы и ценности личности. · Самосознание и организация " Я". · Социальная идентичность. То, что перечислено – это структурно-функциональная модель личности, используемая для понимания и объяснения социальных свойств человека. 4. Как происходит интеграция внешних регуляторов и внутренних в сознании человека? Как работает социальное мышление при регуляции социального поведения? Социальное познание и мышление. Контрольные вопросы к теме 3 1. В чем заключается специфика социально-психологического подхода к пониманию личности? 2. Сравните зарубежные теоретические социально-психологические подходы к пониманию личности. В чем их достоинства и недостатки? 3. Приведите примеры использования данных моделей в прикладной социальной психологии. 4. Раскройте и сравните основные отечественные социально-психологические подходы к пониманию личности. 5. Обозначьте основной круг проблем исследования личности в социальной психологии. Тема 4. Общая характеристика больших групп и массовидных явлений Лекция 1. Общая характеристика больших групп Психология больших социальных групп является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований. Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, представитель определенной исторически сложившейся общности людей. Каждый человек с рождения включен в различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности — и в профессиональные группы. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии. Исследованием психологии больших социальных групп в последние десятилетия занимались Г.М. Андреева, А.И. Горячева и М.Г.Макаров, Г.Г. Дилигенский, О.И. Зотова, В.В. Новиков и Е.В. Шорохова, Е.С. Кузьмин, А.Р. Лурия, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, В.В.Шаронов (1975) и др.
|