Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не путать с парафразом.






Плеоназм

Плеоназм (от греч. - излишек) - речевое излишество, многословие, употребление слов, ненужных и с чисто смысловой точки зрения, и для стилистической выразительности (" толпа людей", " самый лучший", " вернуться назад", " в общем и целом", " лично я" и т.п.) Плеоназм причисляется к фигурам прибавления слов, но при этом рассматривается как крайность

Постмодернизм

Постмодернизм (от англ., фр., нем. - после новейшего) - употребительный в последние десятилетия, но до сих пор не получивший четкого и однозначного толкования термин, понятийная суть которого сводится к тому, что это многозначный и многоуровневый, подверженный влиянию национально-исторических, социальных и пр. обстоятельств комплекс эстетических, философских, научно-теоретических представлений, обусловленных спецификой мировосприятия, мироощущения и оценки познавательных возможностей человека, его места и роли в окружающем мире.

Поэма

Поэма (от греч. - делаю, творю) - всякое большое многочастное или среднее по объему стихотворение. На протяжении всей истории жанр претерпел существенные изменения и потому лишен формальной устойчивости. Классическая поэма представляет собой эпическое (" Одиссея" или " Илиада" Гомера, " Божественная комедия" Данте") или историко-героическое (" Петр Великий" М.В. Ломоносова, " Россияда" М.М. Хераскова) произведение.

Пролог

Пролог (от греч. - перед; слов, речь) - вступительная (начальная) часть литературно-художественного, литературно-критического, публицистического произведения, которая предваряет общий смысл, фабульно-сюжетную основу или основные мотивы произведения, или же кратко излагает события, которые предшествуют главному содержанию.

Развязка

Развязка - окончание действия или завершение конфликта между персонажами в эпическом или драматическом произведении. Чаще всего развязка дается в конце текста, но иногда, в зависимости от авторского замысла, она появляется в начале произведения. Выразительный пример тому - начало рассказа И.А.Бунина " Легкое дыхание".

Рассказ

Рассказ - малый прозаический эпический жанр, имеющий значение " повествование", " история какого-нибудь события". В русской литературе признак объема как жанровый утвердил А.П. Чехов, у которого рассказ четко отделяется по объему от повести, хотя многие его рассказы могут охватить по сути историю целой жизни (" Человек в футляре", " Ионыч", " Душечка" и др.)

Реализм

Реализм (от позднелат. - вещественный, действительный) - ведущее литературное направление XIX - XX веков, один из главных художественно-творческих принципов литературы и искусства, ориентированный на адекватное воспроизведение окружающей действительности, общества в целом и человеческой личности в ее различных проявлениях по отношению к действительности и обществу.

Реалия

Реалия (от позднелат. - вещественный, действительный) - предмет, явление, понятие, принадлежащие истории, культуре, быту, жизненному укладу того или иного народа, государства и не встречающееся у других народов.

Реминисценция

Реминисценция (от лат. - воспоминание) - сознательное или невольное напоминание в тексте о другом художественном произведении (воспроизведение фразовой или образной конструкции), известном факте культурной жизни.

Реплика

Реплика (от фр. - возражение) - ответ одного из персонажей на слова другого; в широком смысле - любое высказывание персонажа драматургического произведения.

Рифма

Рифма (от греч. - плавность, соразмерность, стройность) - важный звуковой, композиционный и смысловой элемент стиха, по определению В.М. Жирмунского, "... всякий звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции стихотворения".

Роман

Роман (от фр. - первоначально всякое произведение, написанное на французском, а не на латинском языке) - весьма неопределенная с точки зрения формально-содержательных признаков система эпически организованного повествования, чаще всего прозаического (хотя бывают и исключения; красноречивый пример тому - " роман в стихах" А.С. Пушкина " Евгений Онегин"), большого объема, если сравнивать с другими литературными жанрами.

Сарказм

Сарказм (от греч., буквально - рву мясо) - один из видов комического; высшая степень иронии, едкая, злая насмешка над изображаемым явлением. Элементами сарказма наполнена практически вся сатирическая литература.

Символизм

Символизм (от фр., греч. - знак, опознавательная примета, символ) - литературно-художественное направление, заявившее о себе в Европе в конце XIX века, связанное с обновлением поэтического языка и общекультурного мышления.

Синекдоха

Синекдоха (от греч. - соотнесение) - один из тропов, стилистическая фигура, представляющая собой вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного отношения между ними: большее вместо меньшего или меньшее вместо большего, например: " Скажите, скоро ль нам Варшава (то есть Польша) // Предпишет гордый свой закон? " (А. С. Пушкин); " И слышно было до рассвета, как ликовал француз" (М.Ю. Лермонтов)

Сатира

Сатира (от лат. - смесь; так определялся стихотворный жанр античной литературы, в котором разнообразная тематика была представлена в виде пародий, юмористических посланий, памфлетов и т.д.) - особый способ художественного воспроизведения действительности, ставящий своей задачей нелицеприятную критику, обличение, высмеивание, изображение несообразности различных ее явлений.

Сравнение

Сравнение - вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. Сравнение включает в себя сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения) и их общий признак (основание сравнения).

Романтизм

Романтизм - одно из крупнейших, выразительных и эстетически значимых направлений в европейском и американском искусстве конца XVIII - первой половины XIX века, получившее всемирное распространение и открывшее множество даровитых художников - поэтов, прозаиков и драматургов, живописцев и скульпторов, актеров композиторов и музыкантов.

Тавтология

Тавтология (от греч. - то же самое; слово) - повторение того же самого иными словами, разновидность плеоназма; как стилистический прием широко используется в драматургии для передачи спонтанной речи персонажа: " Так вот: нравишься ты мне потому, что задора в тебе много, перца... даже чересчур... горько даже."

Эпилог

Эпилог (от греч. - послесловие, подытоживание) - заключительный компонент, завершающая часть произведения, в которой повествует о том, как сложились судьбы героев романов, повестей, поэм после событий, рассказанных в основной части. В эпилоге может изображаться жизнь главных персонажей через значительный временной отрезок после завершения действия (" Дворянское гнездо", " Отцы и дети" И.С. Тургенева; " Униженные и оскорбленные", " Преступление и наказание", " Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского).

Эпифора

Эпифора (от греч. - добавка) - повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, фраз. Например: " Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики" (Н.В. Гоголь). В чистом виде в художественном произведении эпифора употребляется реже, чем анафора.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал