Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование операций по воспитанию фонематического восприятия у детей на уроках литературы.
С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. д. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставляет их звучание, пытается повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т. е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей. Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребёнок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения. В дошкольном периоде ребёнок усваивает звуковое строение слова и его слоговой состав. Знакомство со звуковой стороной слова начинается с прихода их в детский сад. Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание, наслаждаясь их звучанием, ребёнок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. В дальнейшем ребёнок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, вычленять из слова, анализировать звуковой и слоговой состав, «слышать» ударение. Вся эта работа называется: развитие фонематического слуха и восприятия На современном этапе развития логопедии, рассматривая вопросы формирования фонематических процессов, различают понятия «фонематический слух», и «фонематическое восприятие». Под фонематическим слухом понимается тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, т. е. это представление ребёнка о звуковом составе слова. Стадии развития фонематического слуха: 1) Формирование способности различать гласные звуки; 2) Различать согласные звуки. Н. Х. Швачкин отмечает, что при благополучном речевом развитии, формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Недоразвитие фонематического слуха влияет на качество овладения звукопроизносительными умениями. Для того, чтобы качественно развился фонематический слух, начиная с младшего возраста, проводится воспитание слухового внимания. Воспитание слухового внимания можно проводить, используя: 1) Музыкальные инструменты; 2) Игрушки, различные предметы. Воспитание слухового внимания на музыкальных инструментах знакомит ребёнка со звучанием, например: гармошки, дудочки, барабана, а затем умения найти тот инструмент, который звучал, откуда был слышен звук. Воспроизведение ритма: хлопки в ладоши, стук об стол карандашом или произнесённых простых слов: мяу, гав-гав (при этом рот закрыт листком бумаги, затем показать игрушку – учит ребёнка внимательно вслушиваться в чужую речь. Под фонематическим восприятием понимается способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Ступени формирования фонематического восприятия: 1) Различение и выделение слов в предложении; 2) Слогов в слове; 3) Звуков в слоге и слове; 4) Овладение умением узнавать звук на фоне слова; 5) Выделять первый и последний звук в слове; 6) Определять последовательность, качество и количество звуков в слове; 7) Определять место звука в слове по отношению к другим звукам в слове. Исследователь В. К. Орфинская подчёркивает, что формирование первых двух ступеней происходит в процессе естественного развития ребёнка, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку в процессе целеноправленного обучения, на основе качественного сформированных предыдущих ступеней. Этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослый своевременно приходит на помощь и целенаправленно руководит развитием речевой деятельности. Педагог должен уделять серьёзное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата воспитанников: следить за выразительностью интонаций, правильностью ударения, регулирует силу голоса. Дети старшего возраста различают звуки на слух, называют слова с определённым звуком, находят слова с этим звуком, определяют место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). У них развивается способность к звуковому анализу слова. Детей подготовительной к школе группы учат делить слова на слоги, называть каждую часть слова, Составлять слова из слогов, определять последовательное звучание слогов в слове, развивать умение выделять звуки, входящие в состав слога, находить и вычленять ударный слог, самостоятельно преобразовывать слова: лук-лучок-лучище. Совершенствуют фонематический слух: умение называть слова с определённым звуком, в предложении находить слова с этим звуком, определять место звука в слове. Процесс обследования звукового состава слова для ребёнка дошкольного возраста сложен. Но путь должен пройти каждый ребёнок дошкольного возраста. Развитие фонематического слуха и восприятия у детей в дошкольный период и, прежде всего, ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи. В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку, является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).
|