Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Юридические свойства Конституции Российской Федерации.⇐ ПредыдущаяСтр 50 из 50 Юридические свойства Конституции — это совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия Основного Закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны. К юридическим свойствам относятся: верховенство Конституции, ее прямое действие, признание Конституции базой текущего законодательства, особая правовая охрана Конституции, особый порядок ее изменения и пересмотра, стабильность Конституции.Верховенство Конституции указывает на господствующее (верховенствующее) положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких-либо изъятий на всей территории РФ. Верховенство федеральной Конституции означает также, что принимаемые в РФ законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия эти акты считаются неконституционными, т.е. недействительными. Верховенство федеральной Конституции обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ.Стабильность Конституции — это неизменность основных положений Конституции при неизменяющихся социально-политических условиях общества. Стабильность Конституции является одним из главных условий стабильности конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости, а также устойчивости всей правовой системы. Стабильность Конституции определяется социально-политическими и экономическими факторами (стабильностью регулируемых Конституцией отношений, стабильностью политической и социальной ситуации и др.), а также обеспечивается действием специальных юридических механизмов, в частности существующим порядком изменения и пересмотра Конституции. В зависимости от того, каков порядок изменения и пересмотра основного закона, все конституции подразделяются на две группы: 1) гибкие, порядок изменения которых аналогичен обычным законам; 2) жесткие, порядок изменения которых существенно усложнен в сравнении с обычными законами. К числу жестких конституций относится и Российская. Со времени ее принятия ни одно из конституционных положений не подвергнуто изменению или дополнению.Конституция — это база развития текущего законодательства — такова юридическая характеристика Конституции, которая выражает ее способность оказывать присущими ей способами воздействие на формирование системы законодательства, развитие национальной правовой системы. Значение Конституции для развития национального законодательства проявляется в следующем: Конституция определяет главные цели правового регулирования, указывает на те отношения, которые требуют законодательной регламентации. Конституция РФ содержит прямое указание на необходимость принятия федеральных конституционных законов (этому посвящены 12 ее положений) и федеральных законов (около 100 статей содержат подобные отсылки). Указанные положения Конституции обязывают Федеральное Собрание принять соответствующие законы. Влияние Конституции на развитие законодательства выражено и в том, что она устанавливает правотворческую компетенцию федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ; определяет официально признанную классификацию нормативных актов и их иерархию и др.Прямое (непосредственное) действие Конституции — свойство конституционных норм оказывать без относительных конкретизирующих их актов непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому данные нормы адресованы, а также возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на конституционные положения. Прямое действие Конституции, предусмотренное в ч. 1 ст. 15, а также в ст. 18 Конституции РФ, означает, что она действует на всей территории страны и не требует имплементации в законодательстве субъектов Федерации. Ее положения обязательны для всех без исключения органов, должностных лиц и граждан. Отсутствие конкретизирующих Конституцию РФ актов означает не невозможность применения ее положений, а лишь указывает на своеобразие их применения, связанного с использованием специфических правовых средств (к примеру, принятие судом решения на основе общего положения Конституции, если это необходимо для обеспечения прав и свобод граждан).Юридические свойства — это правовые признаки конституции как основного закона государства. Рассмотрим, какими свойствами она обладает. Конституция Российской Федерации представляет собой нормативно-правовой акт. Как и всякий подобный акт, она обладает его характеристиками. Это, прежде всего содержащиеся в ней нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативно-правовой акт, конституция характеризуется неконкретностью адресата. Ее нормы действуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечивается принудительной силой государства. Конституция как Основной закон государства базируется на государственной воле общества. Именно указанной воле она обязана своим возникновением и существованием. Об этом свидетельствуют результаты всенародном голосования по ее проекту, состоявшегося 12 декабря 1993 г. Поэтому Конституцию РФ можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли многонациональном народа Российской Федерации. Конституция РФ 1993 г. обладает юридическим верховенством. Это означает, что ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам, включая и законы.Все они должны соответствовать Конституции. Верховенство Конституции закрепляется в статье 4 Основного закона РФ.Конституция является базой текущего законодательства, служит источником его норм. Текущее законодательство не наполняет конституционные нормы новым содержанием и не развивает их, а лишь конкретизирует основополагающие положения конституции в соответствующей сфере правовой жизни общества. Оно детализирует конституционные нормы, но в рамках их специфического содержания. Иначе творя, оно не должно выводить свои предписания за границы конституционных норм. Дух и буква последних должна пронизывать их смысл и правовую значимость.Обладая абстрактным содержанием, Конституция РФ связывает реализацию своих норм с действием соответствующих законов, принимаемых в обычном порядке. Например, ст. 6 Конституции РФ связывает приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации со специальным: федеральным законом, ч. 3 ст. 11 увязывает процесс разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации не только с конституционными положениями, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, ст. 51 предусматривает, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом и т.д.Конституцию характеризует также особый порядок принятия и изменения. Впервые в истории Российской Федерации ее Конституция была принята в результате всенародного голосования. Особый порядок изменения Российской Конституции состоит в том, что для принятия закона, вносящею изменение или дополнение, требуется не менее 2/3 голосов от общем числа депутатов в каждой из палат Федерального Собрания — Совета Федерации и Государственной Думы. Для принятия же обычных законов достаточно простого большинства от общего числа депутатов парламента.
Данная страница нарушает авторские права? |