Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели несовершенных конкуренций.
1. монополия: 1) Единственный продавец; 2) Отсутствие близких продуктов-заменителей (нет приемлемых альтернатив); 3) Диктуемая цена (диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано. Моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Отличительные признаки: Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор; продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;
25. Рыночный механизм: сущность и структурные элементы. Рынок - формой обмена, соответствующий товарному производству. Товарное произ-во возникло в условиях разделения труда и эконом обособления производителей. В отличие от натурального произ-ва товарное ориентировано не на собственное потребление, а на обмен путем купли-продажи. Можно сказать, что рынок – это эконом механизм, обеспечивающий взаимодействие продавцов и покупателей. Рынок выполняет следующие функции: 1) Ценообразующая – цена складывается как равнодействующая величина противоречивых интересов продавцов и покупателей. Поэтому цена отражает и затраты на произ-во товара и пользу для потребителя. Цена формируется не до обмена, а в процессе обмена. 2) Информационная - цены дают информацию о необходимом количестве и видах товаров. Рост цен может быть и сигналом роста спроса. 3) Регулирующая - решения фирм об изменении объемов произ-ва. Выпуск одних товаров уменьшается, других растет. При этом перераспределяются и ресурсы. 4) Посредническая - связывает эконом участников, обособленных в производстве и обеспечивает наибольшие возможности для выбора. 5) Санирующая (оздоравливающая) - не выдержавшие конкуренции фирмы разоряются. Рынок – это жесткая система, но не обеспечивающая наибольшую эффективность. Инфраструктура рынка – совокупность служб и организаций, обеспечивающих работу рынку (биржи, банки, ярмарки, страховые компании).
26. Спрос, функция спроса, закон спроса и его графическое отображение Закон спроса Спрос — это платежеспособная потребность, то есть сумма $, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. На спрос воздействует ряд рыночных факторов, (Н: доходы покупателей) Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить зависимость спроса от цены. Закон спроса выражает следующую функциональную (математическую) зависимость спроса (С) от цены (Ц): С = Р(Ц), где Р — показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Степень количественного изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса («чувствительность» его объема) в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. К = Рост объема спроса (в %) / Снижение иен (в %) Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший %, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. (Н: как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен). Знание коэффициента эластичности спроса имеет важное значения для прогнозирования объема спроса населения при изменении уровня рыночных цен. цена С2
С1 13 количество ФУНКЦИЯ СПРОСА – это зависимость объема спроса от факторов его определяющих.
27. Предложение, функция предложения, закон предложения и его графическое отображение. Предложение — это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены. Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают зависимость предложения от цены. Закон предложения характеризует следующую функциональную зависимость предложения (П) от цены: П = Р(Ц). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение. Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кп): Кп = Объем предложения (%) / Рост цен (в %) Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий. Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший %, чем цена. Как показывает опыт западных стран, коэффициент эластичности предложения — при условии равновесия цен и за длительный период — имеет тенденцию к возрастанию (то есть рост цен на определенную величину в несколько большей степени вызывает увеличение произ-ва). Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении иен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). Цена П2
П1 количество кривая предложения
28. Взаимодействие элементов рыночного механизма и установление цен равновесия. Спрос и предложение взаимодействия между собой и определяют точку равновесной цены. Точку, в которой спрос равен предложению. В этом взаимодействии смысл рыночного механизма. Эту равновесную цену устанавливает рынок, путем действия конкурентных сил. Образование равновесной цены – это процесс, требующий определенного времени. За это время происходит приспособление объема предложения товара к объему спроса. Время, в течение которого происходит. Это приспособление делится на: мгновенный, короткий и длительный периоды. Мгновенный – это период, в который все факторы произ-ва постоянны, объем произ-ва не меняется, изменившийся спрос не влияет на предложение, цена повышается или понижается по сравнению с равновесной. Короткий – это период, в течение которого одна группа факторов произ-ва не измена, а другая часть факторов меняется. Длительный – это период, в котором изменяются все факторы произ-ва, предложение полностью подстраивается под спрос, устанавливается равновесная цена. На рыночное равновесие могут влиять различные факторы и гос. Гос влияет: 1)с помощью налогов; 2)дотации; 3)фиксированные цены. Эта точка равновесия свидетельствует о единстве экономических интересов покупателей и продавцов. Равновесная цена и равновесное количество обладают свойствами: 1. Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации. 2. В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. 3. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишне для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ.
29. Изменение спроса: причины изменения и графическое отображение. Спрос не остается неизменным. Происходят изменения как в самом спросе (характере спроса), так и в величине спроса. Величина спроса меняется только при изменении цены данного товара. На графике это интерпретируется движением вдоль кривой спроса. Изменение других факторов означает изменение характера спроса (спроса) и на графике иллюстрируется как смещение кривой спроса вправо (возрастание спроса) или влево (снижение спроса).
Факторы: 1) изменение цен товаров-заменителей обусловливает изменение спроса на данный товар в том же направлении; 2) изменение цен товаров -дополнителей (комплементарных благ) вызывает изменение спроса в противоположном направлении; 3) изменение доходов потребителей вызывает однонаправленное изменение спроса на товары высшей категории и изменение спроса в противоположном направлении на товары низшей категории; 4) перемены во вкусах и предпочтениях, связанные, например, с влиянием моды, могут поколебать спрос в том или ином направлении; 5) ожидания потребителей являются одним из важных факторов, обусловливающих поведение покупателей на рынке. Так, инфляционные ожидания влияют в сторону увеличения текущего спроса; 6) изменение количества покупателей, часто связанное с миграционными процессами предопределяет соответствующее увеличение или уменьшение спроса.
№30 Изменение предложения: причины изменения и графическое отображение. Предложение может меняться, то есть по ряду причин при данной цене возможна поставка на рынок товаров в большем (кривая предложения смещается при этом вправо) или меньшем объеме (кривая предложения смещается влево). Факторы: · изменение цены ресурсов: снижение цен на ресурсы приводит к увеличению предложения; · внедрение новых технологий: применение более эффективных технологий увеличивает предложение; · перемены в природно-климатических условиях важны для ряда товарных рынков, например, благоприятные погодные условия увеличивают предложение сельскохоз-ой продукции; · изменения бюджетно-налоговой политики: увеличение налогового бремени действует в сторону снижения предложения, а предоставление дотаций производителям, напротив, стимулирует увеличение предложения; · перемены в ожиданиях производителей и продавцов также отражаются на товарных рынках: ожидания понижения цен увеличивают текущее предложение; · изменение количества поставщиков изменяет предложение в соответствующем направлении.
31. Эластичность спроса по цене: понятие, метод исчисления и графическое отображение. Эластичность – способность спроса и предложения оставаться постоянными при изменениях цены, доходов покупателей и других факторов. - это степень чуткости потребителей к изменению цены продукции. Эластичность спроса по цене - показывает, на сколько % увеличится спрос, если цена снизится на 1%. Закон спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции может значительно различаться в зависимости от продукта. Виды эластичности спроса: 1. Ценовая эластичность EPD=(∆ D/D)/(∆ P/P) (Е - эластичность, ∆ D – абсолютное изменение спроса, ∆ Р – абсолютное изменение цены, D и Р – первоначальное значение спроса и цены). отношение %ного изменения величины спроса на товар к заданному %ному изменению его цены при прочих равных условиях. Ценовая эластичность спроса всегда имеет отрицательное значение, что объясняется законом спроса. Рассчитывают также дуговую эластичность спроса по цене. когда в качестве значении цен и количества продукции берется среднеарифметическое значение исследуемого интервала, т.е. это пок-ль ср.р-ции С на изменение цены товара, выраженной кривой С на некот. отрезке. 2 Эластичность спроса по доходу EID=(∆ D/D)/(∆ I/I) (I – доходы) 3. Перекрестная эластичность спроса EDx=(∆ D1/D1)/(∆ P2/P2). Если EDx > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага, если EDx < 0, то - взаимодополняемые. Основные факторы влияющие на эластичность спроса по цене: 1. доступность взаимозаменяемых товаров. Когда у товара есть близкий товар - субститут (заменитель). то спрос на товар достаточно эластичен. Чем больше у товаров хороших заменителей, тем эластичнее бывает спрос на него. Взаимодополняемость - если какой - либо товар является дополнением (комплементом) к другому товару (Н: бензин и автомобиль), то спрос на комплементарный товар обычно является относительно неэластичным. 2. Спрос на коротких интервалах времени менее эластичен, чем на длинных. Спрос на продукт тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения. Это объясняется привычками людей к потреблению определенного продукта и требуется определенный временной интервал, чтобы изменить свои пристрастия. 3. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него. Если продукт занимает в бюджете 1%, то изменение цен на него на 10 % вызовет мин изменение количества покупаемого товара. 4. Отнесение товара к предметам роскоши или предметам первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на предметы роскоши эластичен. Простейшим способом проверки эластичности или неэластичности спроса является такой показатель, как изменение общей выручки в случае изменения цены товара.
32. Преимущества и недостатки функционирования рыночного механизма. Рынку принадлежит важная позитивная роль в структуре эконом. Конкурентная рыночная система способствует развитию научно-технического прогресса, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы, обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хоз-вования, гарантируемую досконально разработанным законодательством. Достоинством рынка является и то, что он формирует и воспитывает " эконом-го человека", для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готовность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. (Командная система формирует " человека админ-го ", больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а потому и малоинициативного.) Рынок решает проблему произ-ва необходимых потребителям товаров и услуг; создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности произ-ва; устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода. Важным преимуществом рыночной эконом является то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства гос-ва. Рыночная система приспособлена к использованию достижений научно-технического прогресса, интенсификации произ-ва и в конечном счете полному удовлетворению потребностей общества. Негативные стороны. Он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития эконом, социальных проблем. Рынку присущи анархичность и стихийность, приводящие к эконом потерям и снижению эффективности хоз-вования. Рынок обостряет проблему соц неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущ расслоение населения. Конкуренция приводит к эконом дифференциации производителей, высвобождению работников и безработице, обострению соц положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды и др.) остаются порой обделенными. Рынок не восприимчив к долгосрочным общегос программам, связанным с ликвидацией соц неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной эконом крупные структурные сдвиги, ориентированные на перспективу.
33. Произ-во и производственная функция, графическое отображение производственной функции. Производственная функция - экономико-математическая зависимость между кол-вом производимой продукции и факторами произ-ва в виде труда капитала. Значение производственной функции - она показывает на существование альтернативных возможностей, при которых различное сочетание факторов произ-ва обеспечивает один и тот же объем выпуска продукции. Производственная функция показывает на возможность факторов произ-ва заменять друг друга. Предельная производительность n-го работника является мерой вклада труда в произ-во продукта. В сущности, здесь действует тот же принцип конкурентного поведения, хозяйствующий субъект в рыночной эконом должен постоянно сравнивать свои предельные выгоды (доходы) и предельные издержки. Хозяйствующий субъект в рыночной эконом должен постоянно сравнивать свои предельные выгоды (доходы) и предельные издержки. Предельные издержки в данном случае — это заработная плата, которую выплачивает предприниматель, а предельные выгоды — это предельный продукт в $ форме, создаваемый каждой дополнительной единицей труда.
34. Факторы произ-ва и факторные доходы. Произ-во – это сфера деятельности, в которой осуществляются затраты эконом ресурсов, в результате которых получаются необходимые материальные блага. Различают материальное и нематериальное произ-во. Материальное произ-во включает в себя отрасли по производству матер благ и услуг (промышленность, с/х, строительство). Нематериальное произ-во связано с произ-вом (оказанием) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей. (П. здравоохранение, образование). Эконом ресурсы называют факторами произ-ва и от того, как используются эконом ресурсы зависит: 1)Доход тех, кто владеет факторами произ-ва 2)Результат работы предприятия 3)Снижение затрат и цен на готовую продукцию Выделяют следующие факторы: 1 Труд – человеческие ресурсы 2 Земля – природные, материальные ресурсы 3 Капитал 4 Предпринимательский фактор. Труд - любая интеллектуальная и физическая деятельность человека, результатом которого являются блага, удовлетворяющие потребности человека. Природные ресурсы – это земля; этот ресурс охватывает все полезное, что дает природа. Цена за пользование этих природных ресурсов называется рента. Капитал – это средство произ-ва, созданное людьми и $ накопления, которые используются в производстве товаров и услуг. (Различают основной и оборотный капитал. Основной капитал - здание, сооружение, оборудование. Оборотный капитал - сырье, материалы и т.д.) Предпринимательская деятельность – это разновидность трудовых усилий; это управленческие и организационные навыки, которые необходимы предпринимателям, фирмам для произ-ва товаров; особый вид деятельности, направленный на осуществление наиболее эффективной комбинации факторов произ-ва, с целью макс-ии дохода.
|