Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гигиеническое воспитание населения и обучение населения. Организация и проведение гигиенического обучения населения.
1. Гигиеническое обучение и воспитание населения для формирования здорового образа жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. 2. Профилактика заболеваний. 3. Создание и функционирование сети центров медицинской профилактики 4. Создание федеральных научно-исследовательских институтов медицинских проблем формирования здоровья. Таким образом, гигиеническое образование и воспитание населения является одним из разделов профилактической работы. Основными направлениями гигиенического образования и воспитания населения являются: 1. пропаганда здорового образа жизни; 2. разработка, реализация и оценка эффективности программ гигиенического обучения и воспитания для различных групп населения; 3. координация деятельности различных государственных органов, учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку политики укрепления здоровья и формирования ЗОЖ. Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связаны с образом жизни и окружающей среды, то необходимо: 1. Формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в области жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умение и навыки ЗОЖ и предупреждение заболеваний. 2. Создавать природную и социальную окружающую среду по принципу «делать более здоровый выбор более легким выбором». В этом случае основными задачами гигиенического обучения и воспитания являются: 1. снижение распространенности курения и употребления табака; 2. улучшение качества питания; 3. увеличение физической активности; 4. смягчение влияния повреждающих психо-социальных факторов и повышения качества жизни, 5. соблюдение населением мер личной и общественной профилактики; 6. снижение потребления алкоголя; 7. профилактика употребления наркотиков и наркотических средств; 8. улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов. Санитарное просвещение – специальная область медицинской науки и здравоохранения, имеющая целью формирование знаний и поведения, направленных на обеспечение здоровья индивидуума, коллектива, общества. Санитарное просвещение является обязательным разделом деятельности каждого ЛПУ, профессиональной обязанностью каждого медицинского работника. Методы и формы санитарного просвещения: 1. Устные методы (беседа, лекция, диспут, вечер вопросов и ответов, индивидуальная консультация). Особенности метода: распространенность, доступность, возможность установления личного контакта со слушателями, видоизменения в изложении материала в зависимости от их культурного уровня, пола, интересов и пр. Средства устного метода: Лекция – в ней излагается новый материал для большой аудитории – 10-30 чел.; продолжительность 30-45 мин., Беседа - предполагается активное участие слушателей, ведущий ее медицинский работник своими вопросами активно вовлекает слушателей в дискуссию; продолжительность 15-30 мин 8 чел., агитационо-информационное сообщение, Вечер вопросов и ответов – оповещается заранее население, собирают вопросы и отвечают на них., викторина, курсовое гигиеническое воспитание и т.д. Школы и клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Уроки и часы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими. Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах. При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.). 2. Печатные методы (книги, журналы, листовки, брошюры, памятки, буклеты, газеты, санитарные бюллетени, лозунги, стенная печать). Особенность метода: возможность использования для чтения любого удобного места, времени; возможность установления индивидуального темпа, ритма чтения, перечитывания отдельных глав, мест; возможность всегда иметь в наличии нужное издание под руками, как справочник. Особенность заключается в методических требованиях к ним. Среди многих ценных качеств средств метода печатной пропаганды наиболее важными являются: а) большой тираж печатных изданий; б) охват широких слоев населения; в) возможность неоднократного прочитывания, способствующего лучшему усвоению; г) точность изложения. Наиболее простое средство печатной информации — лозунг. Это призыв выполнять те или иные советы с ярким и лаконичным текстом, выразительно освещающим самую суть проблемы. Листовка — рассчитана на широкий круг читателей, имеет ярко выраженный агитационный характер. Памятка — научно популярная книжка, к ней предъявляются те же требования, что и к лекции. На промышленных предприятиях большим успехом пользуются передвижные цеховые библиотечки, составленные из брошюр на медицинские темы. Доска вопросов и ответов — состоит из вопросов читателей н ответов врачей-специалистов. При доске должен быть специальный ящик для вопросов. Ответы даются краткие, научно подготовленные. Санитарная стенная газета — выпускается в лечебно-профилактических учреждениях, в медсанчастях промышленных предприятий, школах и др. учебных заведениях. Санитарный бюллетень — выпускается в любых учреждениях медицинскими работниками и санитарной общественностью. Он должен быть хорошо оформлен, к нему предъявляются следующие требования: красочность, привлекательность, броскость, конкретность темы, интересное содержание.
|