![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Действия аудитора по окончании проверки⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Обнаружив расхождение между фактическим наличием основных средств и учетными данными, аудитор анализирует причины отклонений. В результате составляется сличительная ведомость, которая является доказательством присутствия нарушений. Ее данные служат информационной базой для осуществления последующих процедур. По итогам инвентаризации аудитор формирует информацию по собственным, арендованным и находящимся на особом хранении основным средствам. Инвентаризируя здания, сооружения и другую недвижимость, аудитор проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности, зарегистрированное в установленном порядке в соответствующем учреждении юстиции. При инвентаризации производится осмотр объектов по местам хранения и эксплуатации. Если в ходе проверки выявлены неучтенные объекты, аудитор должен определить причины, по которым основные средства не отражены в учете. Непригодные к эксплуатации предметы отражаются в отдельной инвентаризационной описи. Аудитору необходимо убедиться в следующем:
35. Аудит учёта кассовых операций. Аудиторская проверка операций с денежными средствами (ДС) включает проверку кассовых, банковских и валютных операций. Операции, связанные с движением ДС, должны проверяться сплошным методом. Основная цель проверки – законность, достоверность и хозяйственная целесообразность совершенных операций, на счетах, отражающих движение ДС. При аудите кассовых операций целью проверки является проверка соблюдения: • условия хранения, сохранности количества денег и др. ценностей в кассе и при доставке их из банка; • установление порядка хранения чековых книжек, выписок из чеков и получения по ним денег; • правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы; • лимита хранения наличных денег в кассе и выдаче денег под отчет на командировочные, хозяйственные расходы и др. нужды; • своевременности и полноты оприходования полученных из банков, от юридических и физических лиц наличных денег и выручки; • кассовой документации, дисциплины при производстве кассовых операций; • учета кассовых операций и ведения кассовой книги и книги аналитического учета по другим ценностям, хранимым в кассе; • порядок расчета наличностью с юридическими лицами за отгруженную продукцию и другие материальные ценности. Лимит наличности (10000 с предприятиями и организациями, 50000 с торговыми организациями); • использования по назначению полученных по чекам из банков наличных денег (целевое использование); • полноты возврата в банк по окончании рабочего дня сверхлимитных остатков наличных денег; • наличия случаев выдачи наличных денег посторонним лицам без оформления доверенностей. Источники информации при проведении кассовых операций: 1. первичные документы по оформлению приема и выдачи наличных денег (кассовые расходные ФКО1, приходные ордера ФКО2); 2. журнал регистрации расходных и приходных кассовых документов; 3 первичные оправдательные документы кассовым документам (авансовый отчет, командировочное удостоверение, чеки и т.д.); 4. учетные регистры по счетам 50, 51, 52, 56, другие счета; корреспонденции со счета 50; 006 «Бланки строгой отчетности». Аудитор анализирует применяемую организацией схему документооборота по учету кассовых операций, проверяет наличие и соблюдение согласованного лимита остатка денежных средств в кассе, процедуры текущего контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций. Анализируются принятые Предприятием меры по обеспечению: сохранности денежных средств, безопасности при доставке денежных средств и других ценностей из банка. Проверяется своевременность приходования денежных средств, полученных по чекам из банка. Имеется ли приказ по Предприятию о назначении материально-ответственного лица, отвечающего за сохранность денежных средств, и заключен ли с ним договор о полной материальной ответственности.. Создана ли на Предприятии приказом комиссия по поведению инвентаризации кассы, и проводились ли инвентаризации и внезапные проверки кассы. При проверке кассовых документов проверяется наличие подписи руководителя, главного бухгалтера и получателя. Осуществляются ли кассовые операции только на основании первичных оправдательных документов. Ведутся ли журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (КО-3, КО-За), книга учета принятых и выданных денежных средств (КО-5). Правильно ли оформляется и ведется книга кассира-операциониста, отражаются ли в кассовой книге остатки на конец дня. Соблюдается ли порядок расчетов наличными деньгами с юридическими лицами. Применяются ли контрольно-кассовые машины при осуществлении расчетов с населением и соблюден ли порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах. Ведение аналитического учета денежных документов по их видам. Соответствие данных аналитического и синтетического учета кассовых операций. 36. Аудит операций по расчётному счёту. Прежде всего, аудитор устанавливает, сколько на предпри-ятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких та-ких счетов необходимо проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них. Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных доку-ментах. Аудитор проверяет подтверждение каждой операции, отраженной в выписке, соответствующими первичными доку-ментами. Такая взаимосверка должна сочетаться с контролем по банковским документам сущности проведенных операций. При этом аудитор может выявить: * неправильное перечисление авансов (при отсутствии де-биторов); * перечисление денег в качестве предоплаты по без товарным счетам и другим сомнительным операциям; * расчеты с прочими дебиторами и кредиторами без предварительно оформленных договоров; * отсутствие в первичных документах штампа банка; * неправильное отражение в учете операций, связанных с покупкой или продажей валюты; * другие нарушения ведения банковских операций. На первое число каждого квартала остатки по расчетному счету должны соответствовать сумме,; показанной по строке 252 баланса (ф. № 1). Особое внимание должно быть обращено на получение на-личных средств из банка, их зачисление на счет 50 " Касса", а также на обратную операцию -- перечисление наличных денег на расчетный счет. При использовании журнально-ордерной формы учета основные регистры -- журнал-ордер № 2 и ведомость по дебету счета 50 *-- должны быть сверены с выписками банка, первич-ными документами и главной книгой* Если учет ведется на ПЭВМ, то сверка осуществляется с соответствующими регист-рами (обычно оборотной ведомостью). 37. Аудиторская проверка внутренних расчётных операций. Целью аудиторской проверки внутренних расчетов является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в части показателей, отражающих обязательства по внутренним расчетным операциям, и о соответствии применяемой методики учета и налогообложения действующим нормативным документам. Практические цели проверки внутренних расчетных операций заключаются в установлении: - полноты - все ли операции по внутренним расчетам учтены в бухгалтерской отчетности, не существует ли неучтенных расчетов; - существования - существуют ли обязательства по внутренним расчетам (по оплате труда, подотчетным суммам и др.) на дату составления баланса и существенна ли сумма этих обязательств; - прав и обязанностей - правомерны и верны ли суммы обязательств по внутренним расчетам исходя из трех критериев (формальности, законности и действительности); - оценки - оценены ли обязательства по внутренним расчетам в соответствии с требованиями нормативных актов; - точности - правильно ли произведены начисления заработной платы и удержания из нее, расчет суточных по командировкам и др., соответствуют ли данные бухгалтерской отчетности записям в регистрах синтетического и аналитического учета операций; - ограничения учетного периода - все ли обязательства по внутренним расчетам отражены именно в тех учетных периодах, когда они имели место; - представления и раскрытия - все ли обязательства по внутренним расчетам раскрыты, классифицированы и представлены в отчетности в соответствии с нормативными документами по учету и отчетности. 38. Проверка расчётов с персоналом по оплате труда при аудите. Целью аудита является: установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда действующем в РФ в проверяемом периоде нормативным документам для того, чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бух отчетности. Задачи аудита: оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности, оценка состояния синтетического и аналитического учетов операций по оплате труда, оценка полоты отражения совершенных операций в учете, проверка соблюдения организации налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда. Информационная база: внешние документы ГК, ТК, НК; ФЗ и т.д. внутренние документы трудовой договор, контракт, коллективный договор, приказы, распоряжения руководителя, табель, штатное расписание, личные карточки, расчетные платежные ведомости, книга учета депонированной заработной платы, расходные кассовые ордера, заявления работников, акты о браке, карточки счетов 70, 68, 76, 73, 50. Основные аудиторские процедуры на этапах проверки: 1) аудит тождественности показателей бух отчетности и регистров бух учета - проверка правильности отражения оборотов по счетам главной книги с аналогичными показателями регистров аналитического учета; - проверка отнесения на себестоимость продукции выплат, начисленных персоналу - проверка обоснованности организации по подготовке и переподготовке кадров; - проверка правильности начисления взносов во внебюджетные фонды 2 аудит оформления первичных документов - определение степени унификации первичных документов по учету персонала и рабочего времени; - проверки правильности учета рабочего времени; - проверка правильности оформления расчетно-платежных документов; - проверка правильности учета депонированной заработной платы 3) аудит системы начисления и удержания заработной платы - проверка обоснованности начислений за особые условия труда; - проверка правильности документирования и оплаты простоев; - проверка правильности документирования и оплаты работы в случае брака; - проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей; - проверка правомерности применения вычетов; - проверка правильности удержаний по исполнительным листам Типичные ошибки: - не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда; - не ведутся табели учета рабочего времени; - включение в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения оплаты труда за проведение строительных работ; - не включались в совокупный доход работающих суммы премий и выданных подарков; - неверно производилось начисление налога на доходы физических лиц; - неверно рассчитывались суммы по прочим видам оплат. Наряду с проверкой аналитических и синтетических данных расчетов по оплате важное значение приобретает работа по улучшению организации этого участка учета. ПРОВОДКИ: Начислены пособия по временной нетрудоспособности Д-т 69 К-т 70 Удержан НДФЛ из з/п работников Д-т70 К-т 68 Депонирована неполученная з/п Д-т70 К-т 76 39. Проверка расчётов с подотчётными лицами при аудите. При проверке операций по подотчетным суммам следует также выяснить: 1. Определен ли директором предприятия круг лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет; 2. не выдаются ли подотчетным лицам авансы сверх установленных размеров; 3. не получают ли деньги под отчет лица, не отчитавшиеся по ранее полученным суммам; 4. не допускается ли оплата через подотчетных лиц расходов, которые могли быть оплачены непосредственно из кассы предприятия; 5. имеется ли на авансовых отчетах отметка директора предприятия о целесообразности произведенных расходов; 6. своевременно ли отражаются в учете расходы из подотчетных сумм. Аудитор проверяет наличие и соблюдение основных положений, характеризующих расчеты с подотчетными лицами, а именно:
В ходе аудита используется методика аудиторской деятельности «Аудит расчетов с подотчетными лицами». 40. Аудит организации бухгалтерского учёта и учётной политики. Основная цель аудита учредительных документов – подтверждение законных оснований деятельности экономического субъекта на протяжении всего периода его функционирования от момента регистрации до фактической реорганизации или ликвидации. В ходе аудиторской проверки экономического объекта аудитор должен осуществить экспертизу учетной политики. В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ для экономических субъектов наиболее существенным являются четвертый (низший) уровень, который включает рабочие документы экономического субъекта, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций» устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юр.лицами по законодательству РФ. Учетная политика включает совокупность способов ведения БУ – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Аудитор прежде всего должен выяснить имеется ли приказ руководителя по учетной политике. Аудиторы обращают внимание на правильность формирования и использования экономическим субъектом положений по учетной политике. Для проведения экспертизы основных элементов учетной политики целесообразно разработать типовой вариант и использовать его при проведении аудита. Под основными элементами учетной политики понимают методические, технические и организационные ее элементы. В типовом варианте должны быть отражены положения учетной политики, ссылки на нормативные документы, основные альтернативные варианты и вариант, который используется на проверяемом экономическом субъекте. После заполнения проводится анализ зафиксированных данных и подводятся соответствующие итоги. По данным анализа аудитор может сделать выводы об общем уровне применяемой экономическим субъектом учетной политики. По результатам анализа учетной политики как в целях БУ, так и в целях налогообложения аудитор делает общие выводы и вместе с субъектом принимает решение о дальнейшем ведении работы по проверке аудируемого лица. Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства включает: анализ состава и содержания форм бухгалтерской отчетности, увязки еепоказателей; выражение мнения о достоверности показателей отчетности во всех существенных отношениях; анализ правильности оценки статей отчетности и формирования сводной (консолидированной) отчетности; правильность формирования сводной (консолидированной) отчетности. Аудитор сопоставляет данные бухгалтерской отчетности с данными синтетического и аналитического учета. При необходимости, он предлагает внести изменения в отчетность на основе оценки количественного влияния на ее показатели существенных отклонений, выявленных в ходе аудита.
|