Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком.
Дисциплина понятие более широкое, чем законность, так как она предполагает не только соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, но и всех индивидуальных правил и установлений, а также устных приказов, распоряжений, указаний. Понятие «дисциплина» имеет несколько значений. Под дисциплиной понимают учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук; обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленным правилам; выдержанность, привычку к строгому порядку. В общетеоретическом контексте, дисциплина есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах и в иных социальных и технических предписаниях. Понятие «дисциплина» характеризуется следующими признаками: 1) дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности; 2) она сопряжена с подчинением одного субъекта другому, которое предполагает определенные властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры; 3) связана с наличием юридических и иных социальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей; 4) это выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях; 5) целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей. Ибо её результатом выступает общественный порядок. В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную, правовую, учебную и т. д. Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых – государство) юридических обязанностей, содержащихся в правовых нормах, установленных государством. Её существенный признак состоит в том, что одним из участников отношений здесь является государство, представляемое органом или должностным лицом. Государственная дисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д. Понятие «дисциплина» соотносится с понятием «законность» следующим образом. С одной стороны, дисциплина и законность преследуют одни и те же цели и в этом смысле тесно взаимодействуют друг с другом. Укрепление дисциплины положительно сказываются на укреплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности. С другой стороны, они не совпадают по своему объему. Понятие «дисциплина» более широкое, чем понятие «законность». Если законность включает в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в законах и подзаконных актах, то дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях нормативного и индивидуального характера. Дисциплина опирается не только на нормативно-правовые требования, но и на требования индивидуально-правового свойства, а также на нравственные, партийные и иные предписания. Законность, следовательно, можно рассматривать как составную часть, ядро дисциплины. Т.Е. если результатом дисциплины выступает общественный порядок, то результатом законности – порядок правовой, который тоже можно расценивать как основу общественного порядка. 89.Правотворчество: понятие, принципы, виды Одним из важных направлений государственно-властной деятельности является правотворчество, являющееся ведущим звеном механизма правового регулирования общественных отношений. Правотворчество понимается в двух смыслах: 1) в узком, когда правотворчество является непосредственным процессом создания правовых норм уполномоченными соответствующими органами; 2) в широком, когда в процесс правотворчества включается все от правотворческого замысла до практической реализации юридической нормы – подготовка, принятие, опубликование и т. д. Структура правотворческого процесса состоит из двух частей. 1. Объединяет организационные аспекты, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т. д.). 2. Основывается на правовых началах, отправной точкой которых является решение о подготовке проекта нормативного акта. В процессе правотворчества есть две основные стадии: 1) связана с предварительным формированием государственной воли при составлении проекта нормативного акта, носит подготовительный характер и не порождает правовых последствий; 2) предполагает официальное утверждение государственной воли в нормах права за счет превращения проекта нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер. Внутри названных стадий осуществляются различные процедурные операции разными уполномоченными государственными органами, которые в своей совокупности образуют субъектный состав правотворческого механизма конкретного государства. В основе правотворческого процесса лежит ряд принципов: 1) демократизм и гласность правотворчества связаны с процедурой разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом за счет привлечения граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации, референдума как высшей формы проявления демократизма правотворчества; 2) профессионализм связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений, опосредован привлечением компетентных специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов; 3) законность выражается в требовании, что вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна реализовываться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ, в контексте правил юридической техники, юридической иерархии правовых актов, начал демократизма и гуманизма; 4) научный характер выражается в объективной обусловленности правового акта социально-экономическими, политическими, социальными условиями конкретного государства, в целесообразности регламентирования данной группы общественных отношений подобным образом и т. п., это дает возможность достичь эффективности и обоснованности правовых предписаний; 5) связь с правоприменительной практикой позволяет законодателю судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу с учетом выявленных практикой правотворческих ошибок.
|