Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учет нормативных правовых актов, его принципы и формы
Учет правовых актов бывает разный. Если речь идет о простой фиксации актов, то такой учет служит предпосылкой систематизации. В том же случае, когда учет связан с устранением множественности правовых актов, их упорядочением, ликвидацией устаревших и фактически утративших свою силу правовых актов, направлен на обеспечение доступности актов, ускорение их поиска, снабжения достоверной информацией соответствующих компетентных органов, то такой учет, без сомнения, относится к определенной разновидности систематизации. Как разновидность систематизации, учет нормативно-правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии. Учет нормативных правовых актов не изменяет содержания правовых норм, он предусматривает только внешнюю обработку нормативного материала без какой-либо корректировки правового регулирования общественных отношений. Четко налаженный учет законодательства необходим, прежде всего, для квалифицированного применения правовых норм в практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм, объединений и т.д. Особую роль играет четкий и полный учет законодательства в деятельности судебных и прокурорских органов. Учет нормативных актов – сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам. Такой учет необходим: — для квалифицированной подготовки проектов законодательных и иных правовых актов; — для составления разного рода сборников законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу; — для осуществления справочно-информационной работы (выдача справок по законодательству, составление разного рода тематических обзоров), подготовки заключений по проектам нормативных актов; — для эффективного правового просвещения, деятельности учебных и научных юридических учреждений. Различают следующие виды учета законодательства: Журнальный учет, который является наиболее простым видом учета законодательства, — это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах. Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету в соответствующем органе или учреждении нормативные акты регистрируются в журнале (журналах) по датам их принятия. Очевидно, что акты различной юридической силы (законы, указы, постановления и т.д.), как правило, подлежат отдельной регистрации. При алфавитно-предметной регистрации, как более совершенном виде учета поступающих в орган, учреждение нормативных актов, такие акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту (например, аванс, аккредитив, аренда и т.д.). Оптимальная форма журнального учета – тематико-предметная, когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли, подотрасли и юридические институты. Очевидно, что возможности журнального учета довольно скромны, и он используется лишь там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблематикой. Картотечный учет, который является более совершенной формой учета законодательства – это создание разного ряда картотек, т.е. системы карточек, расположенных по определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации. Преимущества картотечного учета проявляются также в том, что он обеспечивает возможность оперативно вносить коррективы в карточки в соответствии с последующими изменениями, внесенными в помещенный на карточке акт. Стремительное обновление законодательной базы российского общества выдвигает на первый план решение важной задачи – формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, и в этой связи деятельность по организации учета нормативных правовых актов приобретает особое значение. На сегодняшний день систематизация законодательства осуществляется в тесной взаимосвязи с правовой информатизацией. Основополагающее значение в этой сфере имеет норма статьи 29 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Необходимо обеспечить свободный доступ граждан к правовой и любой другой социально значимой информации. Систематизация законодательства делает нормативный материал более обозримым и доступным для самого широкого круга субъектов права, дает им возможность оперативно ориентироваться в огромном и постоянно изменяющемся массиве нормативных правовых актов. Задачами систематизации, относящимися к сфере правовой информатизации, являются: учет и рубрицирование правовых актов, поддержание их в контрольном состоянии, выдача справок по законодательству. 99.Пробелы в праве: понятие, виды и пути их устранения. Аналогия закона и аналогия права Под пробелом в праве обычно понимается полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может нормально функционировать. В настоящее время, например, все настойчивее заявляет о себе необходимость принятия новых нормативно-правовых решений, порожденная динамикой общественной жизни, потребностями общественного развития (рыночные отношения, экологическая безопасность и т.д.). Обычно необходимость восполнения пробелов в праве обосновывается средствами массовой информации, в научных работах, в выступлениях депутатов, специалистов соответствующих отраслей науки, опросах общественного мнения и других формах, а их ликвидация — дело правотворческих органов. Такие пробелы условно можно назвать пробелами в праве в общесоциальном смысле. Пробел отличается от ошибки, когда данные фактические отношения урегулированы, но в силу изменившихся условий времени, в силу новых потребностей и интересов правовое регулирование оказывается неправильным. Пробел в праве есть всегда молчание права. Правовые последствия не наступают в случаях квалифицированного молчания. Если законодатель не проявил положительной воли на их регулирование, это вовсе не означает, что он проявил отрицательную волю. Основными критериями установления пробелов выступают: 1. Потребность правового регулирования. 2. Не должны противоречить требованиям действующего законодательства и нормам права. 3. Научная и правовая политика законодателя в качестве критерия установления пробела. 4. Воля государства на создание соответствующих норм. Рассматривая право как систему, проникнутую единством и взаимообусловленностью в своих частях, мы должны признать дефектность системы, если по каким-либо причинам отсутствует звено, обеспечивающее наряду с другими функциональную связь общественных отношений и права. Достижение конечных целей права затрудненно и эффективность действующих норм снижается, когда полностью отсутствует необходимый нормативный акт, в данном случае налицо пробел в праве. Пробелы в праве имеют объективную и субъективную природу. Законодатель может быть не готов к принятию того или иного закона. Законодательный орган раздирают политические страсти, столкновение интересов социальных групп, политических партий. Верхняя палата отклоняет закон, принятый нижней палатой. Общественные отношения обладают такой новизной и степенью сложности, что непонятно, как, с помощью каких правовых средств их надо регулировать. Это объективные факторы. Они ведут, как утверждают некоторые ученые, к появлению так называемых правовых вакуумов. К субъективным относятся несовершенство законодательства, отсутствие надлежащей законодательной техники и т.п. Например, при подготовке Закона Российской Федерации о демонстрациях, шествиях, собраниях законодатели попросту забыли о такой форме протестов, как пикетирование. Или, например, в законодательстве отсутствовало понятие «наемник», а наемничество как реальное явление развилось в военных конфликтах в Югославии и Чечне. Существуют действительные и мнимые пробелы в праве. Действительный пробел - отсутствие нормы права, регулирующей конкретное общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования. Его следует отличать от мнимого, или кажущегося пробела. Действительный пробел в праве может возникнуть с начала правового регулирования или вследствие развития новых отношений, которые не могли быть предусмотрены законодателем. Пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях просто неизбежны. Вместе с тем, действует правило, что если существует пробел, то нельзя на этом основании отказать в официальной правовой оценке поведении лиц, оказавшихся в ситуации, которая находится в сфере правового регулирования. Мнимым является такой пробел, когда определенный вопрос не регулируется правом, хотя, по мнению того или иного лица, группы лиц, он должен быть урегулирован нормами права. То есть ситуация вообще не находится в правовом пространстве и, следовательно, не подлежит разрешению. Мнимые (кажущиеся) пробелы вытекают из представлений, когда полагают, что общественное отношение должно быть урегулировано правовой нормой, хотя на самом деле оно вообще находится вне той сферы, которое правом регулируется (любовь, дружба и т.п.). Обычно, такие представления характерны для людей несведущих в праве. В юридической литературе различаются первоначальная и последующая пробельность в праве. Первая обуславливается тем, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования, а вторая вызывается появлением новых общественных отношений, которые не могли быть предусмотрены законодателем. Таким образом, пробел в праве – несовершенство права, отсутствие реального содержания, которое должно являться необходимым его компонентом. Некоторые видят в праве и намеренные пробелы, что значит - законодатель сознательно оставил вопрос, находящийся в поле его зрения, открытым с целью предоставить его решение течению времени или отдавал его на усмотрение практики. Необходима теоретическая разработка оснований оставления законодателем тех или иных вопросов без внимания. 100.Правовая культура: понятие, содержание, функции. Значение правовой культуры В юридической науке и в культурологии отсутствует единое понимание не только термина " культура", но и другого - " правовая культура". Правовая культура может рассматриваться по отношению к отдельным индивидам или группам индивидов, объединенных в организованном порядке (политические партии, профсоюзы, иные организации) или собравшихся в общественных местах (политические, культурные или спортивные мероприятия). Определенный уровень политической культуры имеет и само общество. Это многоплановое понятие и при подходе к его унификации исследователи (в том числе философы, социологи, юристы и др.) чаще всего стремятся выделить черты, присущие направлению их научного поиска. Многие специалисты правовую культуру рассматривают как сферу человеческой практики, представляющей собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм. Своим предназначением она должна иметь выполнение функции социально-правовой ориентации людей в обществе. Правовую культуру личности и общества исследователи вполне обоснованно часто рассматривают как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общедемократических завоеваний, без которого невозможно представить современное правовое государство. Например, профессор А.Б. Венгеров считает, что правовая культура - " более высокая и емкая форма правосознания". Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества. В результате исследования правосознания различных слоев и групп населения установлено, что основные различия законопослушных лиц и правонарушителей заключаются не в правовой осведомленности (нормы права все знают или не знают примерно одинаково). Причина в другом - в отношении к праву и к практике его применения. Наиболее резко это выражается в правовых установках и ценностных ориентациях. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления этих различий оказались особенно высокими у юристов-профессионалов, что, впрочем, вполне естественно. Профессиональная юридическая культура включает в себя в качестве основы профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы (области) культуры, которые функционируют во взаимодействии с политической, эстетической, религиозной и другими проявлениями культуры. Правосознание как элемент правовой и профессиональной культуры, юридической культуры, а также сама она реализуется (объективируется) в механизме поведения и фактическом поведении (деятельности). В отличие от правосознания и профессионального сознания правовая культура и профессиональная юридическая культура включает в себя только положительные, социально полезные и ценные компоненты правовой деятельности, которые накоплены человечеством в ходе его развития и которые в конечном счете способствуют социальному прогрессу, цивилизации. Правовая культура – уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме. Эти параметры демонстрируют: 1) насколько высок уровень правосознания общества, т. е. насколько: соблюдается в обществе принцип гуманизма; информируется общественность о процессе законотворчества; обеспечивается соблюдение прав и свобод личности; осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод; знают граждане основные права и Конституцию; правомерно поведение личности; позитивно отношение к представителям власти и суду; 2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов; 3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы. Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению. Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права. Правовое воспитание - процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата. Основные направления правового воспитания: формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье; обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях; самовоспитание; предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.). Способы правового воспитания: убеждение; предупреждение; поощрение; принуждение; наказание. В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков. 101.Правосознание: понятие, содержание и функции. Классификация правосознания и его виды. Профессиональное правосознание Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию). Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов: - правовой идеологии, т.е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения; - правовой психологии - совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения; - поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности...). Функции правосознания: 1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний. 2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению. 3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Правосознание является элементом правовой культуры. Основные черты правосознания: - является одной из форм общественного сознания; - состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов; - носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права; - обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему; - в отдельные периоды развития общества является формой права; - ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным " внутренним механизмом" регулирования деятельности людей. Деформация правосознания - это его искажение, " разрушение" позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п. Дефекты правосознания - не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п. Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка - это " менты"; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои - " воры в законе", авторитеты преступного мира. Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.
|