Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления исследования психики животных.
1) Условный рефлекс. Основоположником данного метода стал И.П. Павлов, он создал новое направление в физиологии - учение о высшей нервной деятельности, целью которого было объективное изучение психики животных и человека. В основе учения И.П. Павлова лежал рефлекторный принцип, а " элементарной единицей" всех проявлений высшей нервной деятельности был признан условный рефлекс. Первоначально Павлов считал условный рефлекс аналогом психологического термина " ассоциация" и рассматривал его как универсальный приспособительный механизм. В целом: Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи). Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии. Формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга. Условно-рефлекторные реакции зависят от прошлого опыта, от конкретных условий, в которых формируется условный рефлекс. 2) Метод " проб и ошибок". Американский ученый Эдвард Торндайк (1874-1949) наряду с И.П. Павловым считается основателем научного метода исследования процесса обучения у животных в контролируемых лабораторных условиях. Он первым из психологов применил к изучению психики животных экспериментальный подход. Э. Торндайк в своих исследованиях применил метод так называемых " проблемных ящиков" (идея была подсказана К.Л. Морганом, который видел, как собака научилась открывать задвижку садовой калитки). Животное (например, кошку) помещали в запертый ящик, выйти из которого можно было, только совершив определенное действие (нажать на педаль или рычаг, открывающие задвижку). После множества " проб" (достаточно беспорядочных движений), которые в своем большинстве бывают неудачными, т.е. " ошибками", животное, наконец, совершает нужное действие, а при повторных помещениях в этот ящик выполняет его каждый раз быстрее и чаще. По Торндайку, исходным моментом поведенческого акта является наличие так называемой проблемной ситуации, т.е. таких внешних условий, для приспособления к которым у животного нет готового двигательного ответа (т.е. видоспецифического инстинктивного акта). Решение проблемной ситуации определяется взаимодействием организма как единого целого со средой. Выбор действий животное осуществляет активно, а формирование действий происходит путем упражнений. В итоге: Торндайк показал, что в основе этого поведения лежит более простой процесс - обучение методом " проб и ошибок". 3) Бихевиоризм и необихевиоризм. Создателем бихевиоризма (от англ. behavior) был американский ученый Джон Уотсон. Он выдвинул радикальную для своего времени идею о том, что предметом психологии животных и / или человека должно быть только такое поведение, проявления которого можно зарегистрировать и оценить количественно. Этот подход еще более жестко и решительно, чем подход Торндайка, исключал применение интроспекции к изучению психики, а также попытки антропоморфических трактовок поведения животных с привлечением понятий " воля", " желание", " сознание" и т.п.
|