Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Просмотр иллюстраций. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
(Слайд 12) Художники карикатуры и шаржа используют знание мимики лица, утрируют их выражение ради художественной выразительности. Карикатура – 1) рисунок, комически или сатирически изображающий кого-нибудь. (Злая карикатура; карикатура на бюрократов.); 2) смешное, жалкое подобие чего-нибудь. (Эта картина – карикатура на искусство.) (Слайд 13) Карикатура – (от итал. – нагружать, преувеличивать) – изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные особенности объекта, явления с целью их осмеяния и разоблачения. Карикатура является одной из самых распространенных форм сатиры в изобразительном искусстве. Карикатура как особый сатирический жанр изобразительного искусства получил развитие в графике, главным образом газетно-журнальной, и стал острейшим орудием политической борьбы и агитации. В карикатуре широко используются изобразительные метафоры уподобления, каламбуры, которые часто сопровождаются текстом (иногда стихотворным), поясняющим и усиливающим ее смысл. Встречаемые выражения: «Волосы дыбом встали», «Улыбка до ушей», «У страха глаза велики», и т.д. Карикатурист – художник, рисующий карикатуры. Карикатурный – смешной, подходящий для карикатуры образ. Еще один из видов карикатуры – это ШАРЖ. Шарж – шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт. (Слайд 14) Шарж (от франц. – преувеличение) – в изобразительном искусстве разновидность художественной графики. В отличие от более широкого понятия карикатуры шарж ограничивается обычно более или менее острой критикой одного реального лица (человека). В основе своей он всегда портретен, в нем редки сюжетные элементы. В так называемом дружеском шарже черты и особенности юмористического характера обычно преобладают над сатирическими – то есть художник “смеется” не зло, а добродушно, иронически. Шаржи делаются на людей, к которым автор относится очень хорошо, с большим уважением, дружественно. Смех его чисто приятельский. В шаржах должно сочетаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика изображаемого с остроумным и комическим преувеличением характерного. Вот что по поводу своих шаржей говорит известный советский художник Ф. Решетников: “Свои шаржи я делаю только на тех людей, которых хорошо знаю. Мне просто хочется весело рассказать о неповторимой оригинальности их внутреннего мира, сделать наглядным то, что рассказывается лишь в минуты наибольшей непосредственности поведения”. Человек – основной персонаж карикатуры. Он бывает изображен в ней в самых различных положениях – он может лежать, сидеть, бежать или прыгать, выполнять различные работы. Среди выдающихся мастеров шаржа необходимо отметить Л. Бернини, О. Домье. В России стали известными следующие шаржисты: Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, Н. А. Степанов, В. Н. Дени, Б. Е. Ефимов, И. И. Игин, Кукрыниксы, Д. С. Моор, Ф. П. Решетников. Великий шаржист Д. Моор говорил: «Композиция для шаржа и карикатуры обязательна». Д. Моор – русский художник, мастер графики, один из основоположников советского политического плаката – был блестящим рисовальщиком и автором многочисленных шаржей. Он считал, что шарж – это обнаружение главного, клеймо популярности. Шарж сродни эпиграмме, пародии: эпиграммой увлекались многие русские литераторы, а художники рисовали шаржи. Впрочем, бывало и наоборот. С помощью линии, пятна, штриха и точки достигается выразительность (живописность, красочность, точность) работы. Физкультминутка (точечный массаж лица). Практическая работа: Выполнение портрета с разными выражениями на лице: веселого, грустного, злого, доброго, применяя дружеский шарж. (Слайд 15) Во время практической работы учитель делает целевые обходы: – Контроль организации рабочего места – Правильность выполнения приемов работы – Оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения – Контроль объема и качества выполняемой работы. (Педагогический рисунок на доске) (Слайд 16) Итог урока: выставка работ учащихся, анализ работ – С чем сегодня познакомились на уроке? – Что научились рисовать на плоском листе бумаги? Домашнее задание: -Вам необходимоподобрать иллюстрации из газет и журналов с изображением сатирических образов, описать их, подумать к ним текст соответствующего содержания; индивидуальное задание по желанию: подобрать сообщение о творчестве одного из карикатуристов. (А.А. Агин – иллюстратор книги “Мертвых душ” Н.В. Гоголя.) Уборка рабочего места: - Ребята, не забудьте за собой убрать рабочие места! Всем большое спасибо за внимание! До свидания!
|