Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По итогам занятия студенты должны
Практическое занятие 1. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Закономерности и принципы воспитания.
По итогам занятия студенты должны знать: - определения воспитания; - сущность процесса воспитания; - особенности и структуру процесса воспитания; уметь: - анализировать основы организации воспитательного процесса; - выделять основные закономерности и принципы воспитания; владеть: -терминологическим минимумом Терминологический минимум: воспитание, самовоспитание, перевоспитание, цель воспитания, задачи воспитания, закономерности воспитания, принципы воспитания; современная парадигма воспитания, отношение, деятельность, личность. Вопросы для обсуждения: I. Вопросы репродуктивного характера: - определите сущностные характеристики воспитания; - раскройте структуру воспитательного процесса; - обоснуйте закономерности воспитания; - покажите особенности принципов воспитания; - охарактеризуйте потенциал современного воспитательного процесса. II. Вопросы и задания проблемного и творческого характера: 1.В чем заключается диалектика процесса воспитания? -Личность воспитателя: основы взаимодействия с воспитанником. Какова логика воспитательного процесса? -Перечислите основные закономерности воспитания, раскройте их сущность. -Что такое личностно-ориентированное воспитание? -Раскройте соотношение понятий «развитие», «воспитание» и «социализация» личности. -Какими принципами руководствуется педагог, реализуя в воспитательной деятельности свои целевые установки? -Какие принципы воспитания выдвигают различные авторы? Обоснуйте свое отношение к ним. 2.Учебная дискуссия на тему «Школа должна обучать или воспитывать?» 3.Перед Вами определения понятия «воспитание». С каким определением вы согласны, с каким нет? Объясните, почему. Воспитание – это целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие у школьника способности жить в обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека. (Н.Е. Щуркова) Воспитание – процесс человековеде́ ния, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. (Н.М. Таланчук) Воспитание – это педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. (М.И. Рожков) Воспитание – процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъективности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. (Е.В. Бондаревская) Воспитание – это социально-организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. (О.С. Газман) Воспитание – деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника. (В.П. Сазонов) Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. (Л.И. Новикова). Практический блок Подготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока (при самостоятельном изучении темы студенту необходимо выбрать любые два вопроса из данного блока, ответить на них письменно, сдать на проверку преподавателю). Докажите на основе примеров: - Почему деятельность является ведущим фактором формирования личности? - Попытайтесь на примерах из своей школьной жизни показать зависимость результатов воспитания от взаимодействия внешних и внутренних факторов развития личности и ее активности работы над собой. - В чем сущность воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей? Блок самостоятельной работы Внимательно прочитайте основные положения Национального воспитательного идеала. Определите пути его реализации. Список литературы: 1.Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. – М.: Академия, 2009. – Глава 4, 4.1, 4.4, 4.5. 2.Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: КНОРУС, 2010. - 744 с. Глава 1, 6. 3.Педагогика: теории, системы, технологии/ Под ред. С.А. Смирнова. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – Глава 18. 4.Подласый И.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2012. – Глава 12-13.
Приложение 2 1 микрогруппа
«Системное построение процесса воспитания» (Владимир Абрамович Караковский., Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова). Принципы воспитательного процесса. К ним относятся следующие: 1)личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса; 2)гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к. мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой; 3)средовой подход в воспитательной деятельности, т.е использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка; 4)дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса; 5)природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений. 6)культуросообразность воспитания, т.е, опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки; 7)эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
2 микрогруппа
«Формирование образа жизни, достойной Человека» (Надежда Егоровна Щуркова) «Заглавные», основополагающие принципы лежащие в основании всех других принципв воспитания. Н.Е. Щуркова называет следующие: принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словам и, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры; принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни; принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.
3 микрогруппа
«Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития» (Олег Семенович Газман) Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в, педагогической деятельности следующие правила. 1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей. 2.Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка. 3.Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении. 4.Все трудности преодолевай нравственными средствами. 5.Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка. 6.Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание - диалог культур. 7.Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий. 8.Доверяя — не проверяй! 9.Признавай право на ошибку и не суди за нее. 10.Умей признать свою ошибку. 11. Защищая ребенка, учи его защищаться.
|