Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Среднегодовая численность населения Кемеровской области






 

Год          
Все население          
городское          
сельское          

 

Для эффективного решения проблем бедности требуется ряд условий, одним из которых является выбор метода измерения и оценки бедности.

Согласно постановлению от 16.07.1996 № 61 «Об утверждении методик расчета Баланса денежных доходов и расходов населения и основных социально – экономических индикаторов уровня жизни населения» Госкомстат использует для измерения бедности следующие показатели:

● коэффициент Джини (индекс концентрации доходов/заработной платы) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов/заработной платы от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распре­делены доходы/заработная плата. Расчет коэффициента Джини проводится федеральной службой государственной статистики в целом по РФ и территориальными органами по субъектам РФ. В таблице 1 приведена динамика коэффициента Джини в РФ и Кемеровской области.

Таблица 1

Динамика коэффициента Джини

 

  2012 г. 2013 г. 2014 г.
Российская Федерация 0, 420 0, 419 0, 416
Кемеровская область 0, 407 0, 396 0, 379

 

В РФ за период с 2012 г. по 2014 г. коэффициент Джини остается примерно на одном уровне. К 2014 г. он снизился всего на 0, 004. В Кемеровской области к 2014 г. коэффициент Джини сократился на 0, 010. Это свидетельствует о большем снижении неравномерности распределения доходов населения в Кемеровской области, чем в Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» пред­ставляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродо­вольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, и устанавливается Феде­ральным законом – в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации – в субъектах Российской Федерации. В таблице 4 приведены данные о динамике прожиточного минимума.

Таблица 2

Динамика прожиточного минимума, руб.

 

  2012 г. 2013 г. 2014 г.
Российская Федерация      
Кемеровская область      

 

Существует множество методик оценки бедности. В России для измерения бедности в качестве основного используют показатель абсолютной бедности, основанный на соотнесении доходов населения к прожиточному минимуму, т.е. количество людей или домохозяйств, чей уровень потребления или дохода ниже черты бедности. За I квартал 2014 года величина прожиточного минимума в России составляет 9662 руб. в месяц, в Кемеровской области 8036 руб.

Проанализируем изменения уровней бедности в Кемеровской области и РФ (табл. 5).

В РФ с 2012 г. по 2014 г. почти 50 % населения имеют наибольшие доходы. Однако удельный вес населения первых четырех групп за этот период вырос. В Кемеровской области та же самая ситуация. Но удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Кемеровской области увеличился на 1 %, а в РФ уменьшился на 2, 4%. Это свидетельствует хотя и о незначительном, но уменьшении дифференциации населения.

 

 

Таблица 3

Распределение населения общего объема денежных доходов

по 20-процентным группам населения в Российской Федерации

и Кемеровской области

 

            Отклонения 2014/2012
+/- %
В Российской Федерации  
Денежные доходы – всего, %           - -
с      
Первая (с наименьшими доходами) 5, 1 5, 2 5, 2 5, 2 5, 2 0, 1 1, 01
Вторая 9, 8 9, 8 9, 8 9, 9 9, 8    
Третья 14, 8 14, 8 14, 8 14, 9 14, 9 0, 1 1, 006
Четвертая 22, 5 22, 5 22, 5 22, 6 22, 5    
Пятая (с наибольшими доходами) 47, 8 47, 7 47, 7 47, 4 47, 6 -0, 2 0, 99
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения 13, 4   12, 5 12, 7   -2, 4 0, 82
В Кемеровской области  
Денежные доходы – всего, %           - -
В том числе по 20-процентным группам населения:      
Первая (с наименьшими доходами) 5, 2 5, 5 5, 5 6, 5 5, 4 0, 2 1, 03
Вторая 9, 9 10, 3 10, 3 10, 4 10, 2 0, 3 1, 03
Третья 14, 9 15, 3 15, 2 15, 3 15, 2 0, 3 1, 02
Четвертая 22, 6 22, 7 22, 7 22, 8 22, 7 0, 1 1, 004
Пятая (с наибольшими доходами) 47, 4 46, 4 46, 3 45, 9 46, 5 -0, 9 0, 98
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения 9, 7 11, 7   11, 6 10, 7   1, 1

 

Таблица 4

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в Российской Федерации в 2014 г.

 

Среднедушевой денежный доход в месяц, руб. Численность населения, к итогу, %
До 3500 3, 8
3500-5000 5, 6
5000-7000 9, 4
7000-10000 14, 6
10000-15000 20, 2
15000-25000 23, 5
25000-35000 10, 8
Свыше 35000 12, 1
Итого:  

 

Таблица 5

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в Кемеровской области в 2014 г.

 

Среднедушевой денежный доход в месяц, руб. Численность населения, к итогу, %
до 3500 3, 1
3500-5000 5, 5
5000-7000 13, 2
7000-10000 16, 4
10000-15000 18, 6
15000-25000 17, 3
25000-35000 16, 3
свыше 35000 9, 6
Итого:  

 

 

Таблица 6

Структура использования денежных доходов

 

     
Сибирский федеральный округ Кемеровская область Российская Федерация Сибирский федеральный округ Кемеровская область
Всего расходов и сбережений            
покупка товаров и оплата услуг населением 74, 2 72, 9 68, 9 73, 6 72, 3 70, 5
расходы населения на оплату обязательных платежей и разнообразных взносов 11, 1 12, 5 12, 5 11, 7 13, 1 13, 1
приобретение недвижимости 4, 3 2, 8 3, 5 3, 9 2, 8 4, 4
прирост финансовых активов 10, 4 11, 8 15, 1 10, 8 11, 8  
из него прирост (уменьшение) денег на руках у населения   2, 9 10, 3 0, 7 2, 7 7, 3
               

 

Выводы:

 

На основе расчета уровня бедности, дифференциации доходов населения и др. принимаются меры по снижению бедности, поэтому актуальным представляется разработка методики, которая могла всесторонне определить благосостояние населения и дать полную картину бедности и адаптировать ее на примере Российской Федерации и Кемеровской области.

Перспективы решения проблемы бедности связаны с ростом экономики. Переход в России к рыночной экономике сопровождается ростом неравенства в распределении доходов при ограничении доступа бедных к ресурсам развития. Даже при экономическом росте бедность может увеличиваться. Поэтому необходимо более активное регулирование процессов распределения благ.

Можно выделить отдельные мероприятия по снижению уровня бедности:

· Создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;

· Формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам;

· Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи;

· В сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников;

· Увеличение занятости населения;

· Следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

Соответственно, для того чтобы увеличить уровень жизни населения в Кемеровской области, необходимо достичь высоких показателей по многим параметрам. Чтобы увеличить доходы населения, государству (правительству Кемеровской области) следует предпринять следующие меры: меры по стимулированию инвестиционной активности, по облегчению доступа к кредитам; эффективная антимонопольная политика; поддержка малого и среднего бизнеса. Одним словом стоит добиться ускорения темпов экономического роста. С увеличением доходов населения увеличатся и расходы населения, и тем самым гораздо интенсивней будет развиваться промышленность, сфера услуг и т.д. При увеличении выше названных показателей начнет возрастать объем потребительских товаров и услуг, что в разы повысит уровень жизни края.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал