Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чудесная молотьба
Раз как‑ то принял Христос вид нищего и шёл через деревню с двумя апостолами. Время было позднее, к ночи. Стал Христос проситься у богатого мужика: – Пусти, мужичок, нас переночевать. А мужик богатый говорит: – Много вас, попрошаек, тут таскается! Что слоняетесь‑ то по чужим дворам? Только, чай, и умеете бродяжничать; небось, на работу вас нет! – И отказал. – Да мы и идём на работу, – объяснили странники, – да вот застала нас в дороге ночь. Пусти, пожалуйста! Мы ночуем хоть под лавкою. – Ну, ладно уж! Ступайте в избу. Впустили странников, но ничем не покормили, воды даже не дали, хотя сам хозяин‑ то поужинал сытно вместе со своими домашними; ночевать же велели под лавкою, на голом полу. Поутру рано стали хозяйские сыновья собираться хлеб молотить. Вот Спаситель и предлагает: – Давайте, мы вам поможем за ночлег, помолотим за вас. – Ладно, – согласился мужик, – и давно бы так! Всё лучше, чем попусту без дела слоняться. Вот и пошли молотить. Приходят. Христос говорит хозяйским сыновьям: – Ну, вы размётывайте, а мы приготовим ток. И стал он с апостолами готовить ток по‑ своему: кладут они не по одному снопу в ряд, а снопов по пяти, по шести, один на другой, и наложили, почитай, целое поладонье. – Да вы такие‑ сякие совсем дела не знаете! – заругались на них хозяева. – Зачем наложили такие вороха? – Так кладут в нашей стороне; работа, знаешь, от того спорее идет, – объяснил Спаситель и зажёг наложенные на току снопы. Хозяева ну кричать да браниться, дескать, весь хлеб погубили! Ан погорела одна солома, зерно осталось цело и заблистало в большущих кучах крупное, чистое да такое золотистое! Воротившись в избу, сыновья и говорят отцу: так и так, батюшка, смолотили, дескать, поладонье. Куда! И не верит! Рассказали ему всё, как было; он ещё пуще дивится: – Быть не может! Чего болтаете! От огня зерно пропадёт! Пошёл сам поглядеть: зерно лежало большими кучами да такое крупное, чистое, золотистое! Вот покормили странников, и остались они ещё на одну ночь у мужика. Наутро Спаситель с апостолами собирается в путь‑ дорогу, а мужик им говорит: – Пособите нам ещё денёк‑ то! – Нет, хозяин, не проси; некогда, надо идти на работу. А старший сын хозяйский потихоньку шепчет отцу: – Не трогай их, бачка; не замай, пусть идут. Мы теперь и сами знаем, как надо молотить. Странники попрощались и ушли. Вот мужик‑ то с детьми своими отправился на гумно; взяли, наложили снопов, да и зажгли: думают – сгорит солома, а зерно останется. Ан вышло не так: весь хлеб поняло огнём, да от снопов бросилось пламя на разные постройки; начался пожар, да такой страшный, что всё дочиста и погорело!
Потом Микола Милостивый разбойника на ночлег устроил. По левую руку дверь отворил, впустил его и дверь на замок запер. Нет ничего в той комнате, только две простые доски вместо кровати… И повалились тут на разбойника с потолка сабли, тесаки, пистолеты, ружья, топоры, ножи. Всё на него валится и его колет. Какой тут сон! («Савелий богатый и Микола Милостивый»).
|