Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интеллект дельфинов: этические и правовые аспекты
Пока отечественные коммерческие дельфинарии громогласно заявляют об " образовательско-исследовательской роли дельфинариев в жизни людей" - настоящие эксперты в области исследования цивилизации дельфинов сделали некоторые сенсационные открытия и заявления. 21-го февраля 2010 года в Сан-Диего состоялась ежегодная встреча Американской научной ассоциации, на которой поднимался вопрос " Интеллект дельфинов: этические и правовые аспекты" Трое уважаемых учёных обсуждали, как появляющееся из их работ научное знание должно повлиять на международные правила и этические нормы нашего отношения к дельфинам. Позиция этих учёных стоит на непрерывно упрочняющемся фундаменте. Доктор Лори Марино из Университета Эмори опубликовала множество работ, связанных с интеллектом, поведением, особенностями строения мозга дельфинов. Она часто выступает публично, разъясняя свои находки и непреложно следующие из них выводы. Её информированная позиция состоит в том, что дельфины имеют выраженную индивидуальность, хорошо заметное чувство " себя", могут представлять свои будущие действия, и могут обучаться языку, как своему собственному, так и искусственно созданному языку-посреднику, что является более сложной задачей. Лори убеждена, что по причине вышеперечисленных особенностей мы не имеем морального права причинять дельфинам психологические страдания. Дельфины достойны нашего уважения. Доктор Марино выступает на конференции с докладом, суть которого "... нейроанатомия дельфинов убедительно доказывает единство психологического пространства для людей и дельфинов и... служит глубоким основанием для этики человеко-дельфиньего взаимодействия" Не углубляясь пока в анатомические и эволюционные детали, опишу эксперимент Лори Марино с зеркалом: дельфинам показывается зеркало. Причём изначально зеркальная поверхность закрыта. Затем к дельфину несколько дней прикасаются чистой тряпочкой, которой впоследствии будут наносить и стирать метку-пятно. Потом зеркало открывают. Записывают, как ведут себя дельфины в этой ситуации. Потом на невидимую самому дельфину часть его тела наносят визуально-заметную метку. И смотрят, как (если) изменяется его поведение у зеркала, и когда метка есть, а зеркала нету. Поведение дельфинов изменялось - они обследовали с помощью зеркала невидимые области своего тела, и, если там не было никаких заметных изменений - прекращали обследование. В наиболее сложном эксперименте дельфины использовали как зеркало, так и хорошо отражающую свет стенку стеклянную бассейна. Этот тест показывает, насколько дельфин (в данном случае, а вообще изначальный или модифицированный тест проходят приматы, слоны, люди. Причём сначала со слонами долго не получалось) осознаёт отражение в зеркале как своё собственное. Вернёмся к участникам встречи. Коллега Марино, доктор Диана Рейс, университет Нью-Йорка, представила доклад о том, что " [мы видим] увеличивающееся количество доказательств способности дельфинов к социальному познанию, что дельфины имеют собственную культуру - многое в их поведении передается путём обучения, через поколения" Подобные находки отнюдь не находятся в изоляции. Например, доктор Дэвид Луссеау, университет Абердена, участвует в продолжительных исследованиях экологии популяций дельфинов-бутылконосов. Фокус его исследований на понимании роли отдельных дельфинов в сообществе, и в ходе этой работы он нашёл сложные примеры принятия решений дельфинами, их коммуникациионных структур. Доктор Люк Рэндел и профессор Хэл Уайтхед зашли на территорию культуры, её наличия и природы культурных процессов у китообразных. Китообразные, по их заключению, предоставляют интересный контраст относительно культур людей и других наземных млекопитающих, по причине того что дельфины населяют совершенно отличную от наземной среду и представляют пример независимой эволюции социального обучения и передачи культурных сведений. Существуют один уникальный проект, по наблюдению за группой вольных, но доверяющих людям дельфинов на на мелководье около Багамских островов. Мисс Денис Херзинг создала простой язык, общий для её знакомых дельфинов и учёных-людей. Поскольку занимается она своими дельфинами с 1985-го года - результаты действительно могут быть интересными. И самое главное - с вольными, без всяких трюков с рыбой! В двух словах о методике: есть подводная клавиатура с символами. Каждая клавиша издаёт свой звук. Как только клавиша нажата или сам дельфин издает такой же звук - в воде появляются разные предметы. И люди, и дельфины могут " запросить" определенный предмет с помощью такой системы. Обычно в игру с предметами играли дельфинихи, пока у них не появлялись заботы в виде собственных детей. Дельфины с которыми играла мисс Херзинг - атлантические пятнистые, но они иногда привлекали в эту игру других дельфинов, тех самых бутылконосов-афалин. Мисс Херзинг очень строга к этической части своего взаимодействия с дельфинами. Даже исследования, традиционно использовавшие инвазивные методы, были ей переработаны до основания, например взятие образцов тканей для генетического анализа обычно производится с помощию специального дротика, выстреливаемого с исследовательского судна. Херзинг разработала метод сбора образцов кала дельфинов, который не требует физического контакта, просто с человеческой стороны нужно было быть достаточно расторопным и успеть подобрать расплывающееся облачко в специальную ёмкость за 30 секунд. Далее - дело техники.
К дельфинам нужно относиться как к «личностям», их права на жизнь и свободу нужно уважать, решили ученые, обсуждавшие эту тему на форуме в Канаде. Они уверены, что дельфины и киты обладают достаточным разумом, чтобы оправдать применение к ним таких же этических принципов, как у людей. Решение было принято на ежегодном собрании Американской ассоциации по продвижению науки, которое проходило в канадском городе Ванкувере. Это крупнейшая научная конференция мира. Вывод основан на многолетних исследованиях, показавших, что дельфины и киты обладают крупным и сложно устроенным мозгом, а также самосознанием близким к человеческому уровню. Существует множество показателей, по которым определяют особенности мозга. В большей части этих показателей мозг дельфина не уступает человеческому. Чтобы выяснить качество мозга, нужно задаться вопросом: насколько сложными являются эти извилины? Так вот, кора головного мозга дельфина имеет вдвое больше их в сравнении с человеческим мозгом. Можно спросить также: сколько мозговых клеток имеется в наличии в разных областях мозга? У дельфина таких клеток по крайней мере на 50 процентов больше, чем у человека. Другой критерий — количество слоёв головного мозга. У зайца, например, преобладающая часть коры состоит из четырёх слоёв разнотипных клеток; люди и обезьяны имеют шесть слоев и столько же имеют дельфины. Профессор А. Портман из Зоологического института в Базеле (Швейцария) разработал шкалу умственных способностей. По этой шкале места на своеобразном пьедестале разума распределились для многих неожиданно. На первом месте человек (214 балов), на втором – дельфин (195 балов), на третьем – слон (150 баллов). Почетное четвертое место досталось обезьянам (63 балла). Специалисты полагают, что, не будучи человеческими существами, дельфины и киты являются «людьми» в философском смысле этого слова, и это само по себе заставляет всерьез задуматься об отношении к ним. «Личность нуждается в индивидуальности. Если принять это в расчет, то преднамеренное убийство такого индивидуума, этически аналогично преднамеренному убийству человеческого существа», – говорит Том Уайт. По его мнению, «наука показала, что индивидуальность – сознание, самосознание – больше не является чертой, присущей исключительно человеку. И это приводит к самым разным последствиям». Декларация, которая была изначально согласована в мае 2010 года, содержит заявления о «праве каждого китообразного индивидуума на жизнь», о том, что животные семейства китовых «не могут содержаться в неволе и эксплуатироваться, подвергаться жестокому отношению, лишаться естественной природной среды», они «не являются собственностью какого-либо государства, корпорации, группы людей или отдельного лица». В документе также говорится, что «права, свободы и нормы, изложенные в данной декларации должны охраняться согласно международному и национальному законодательству». По ее словам, вначале мозг дельфинов и китов представлялся ученым в виде огромной аморфной массы, которая не обладала значительным разумом и сложностью. «Оказалось, что их мозг не только огромен, но и невероятно сложен, и сложность его сравнима с нашим мозгом», – отметила она. По своим физиологическим параметрам дельфины намного превосходят человека. Слух дельфина действует по принципу эхолокатора. Очень часто слух заменяет дельфинам зрение. Дельфины различают звуки в диапазоне от 1 герца до 320 килогерц, что выше пределов слышимости человеческого уха в 15 раз. Лучше всего дельфинам удается улавливать ультразвуки. У дельфинов существует свой полноценный язык. Удивительное свойство организма дельфинов – быстрое заживление ран. Даже при глубоких и серьезных повреждениях дельфины не истекают кровью. Эти морские обитатели могут использовать свои способности ныряния на глубины и тем самым задерживать ток крови до момента, пока не начнется ее свертывание. Раны дельфинов не инфицируются. Кожные покровы и подкожный жир млекопитающих содержат антибактериальные вещества, предотвращающие развитие заражения в ране. Они спасают тонущих людей, оберегают их от акул, выполняют работу лоцманов и почтальонов, выступают в цирковых шоу. Они любят наших детей и охотно резвятся с ними на мелководье. В наше время успешно применятся лечение людей методом дельфинотерапии. Зато самому дельфину приходится поднапрячься. Тренеры, которые работают с ними, подметили: если дельфин просто играет с публикой, он может забавлять гостей часами. Но если работает с больным, то после получасового сеанса отплывает, чтобы передохнуть 40–50 минут. Это еще один довод в пользу того, что дельфины врачуют людей вполне сознательно.
Источник: https://sokrovennik.ru/
Феномен гениальности Интеллект морских млекопитающих (дельфинов)
Характерные особенности высокоорганизованного поведения дельфинов исследовались В.Келлогом и Ш.Райсом (1966). В целях выяснения возможностей дельфинов к переносу опыта было выбрано 12 пар фигур, которые дельфин различал в результате обучения; 10 пар других комбинаций тех же фигур предъявлялись дельфину в качестве новых тестовых задач для различения. В тестовых парах обе фигуры, только положительную или отрицательную, поворачивали на 90 или 180?, а в ряде опытов заменяли на другие. Дельфин выбирал положительную фигуру независимо от угла ее поворота и сочетания в паре с другой отрицательной фигурой, а также при замене положительного треугольника на круг. Результаты проведенных экспериментов продемонстрировали способность дельфинов к некоторым формам обобщений, сопоставимым, по мнению авторов, с таковыми у обезьян. Здесь поясним, что положительный стимул - это стимул, за выбор которого животное получает вознаграждение, а отрицательный стимул - за выбор которого он не получает его. Несмотря на некоторые методические погрешности, работа В.Келлога и Ш.Райса остается одним из наиболее интересно задуманных и тщательно выполненных исследований способности дельфинов к сложным видам обучения дифференцированию геометрических фигур и переносу навыка для выявления отношений между стимулами. Решение дельфинами сложных задач по дифференцированию типа " выбора по образцу" и вычленение положительной фигуры при пробах на инвариантность (изменение ее положения) показывают, что дельфины, как и обезьяны, способны к обобщениям. Такие формы обобщений уже Л.А.Фирсов (1972) рассматривал как " модель элементарной абстракции". В ряде экспериментов (Адлер, Адлер, 1982) дельфинам была предложена задача выбора по образцу в несколько измененной (нестандартной) форме - в форме " смены принципа выбора". У дельфинов вырабатывался условный положительный рефлекс на белый квадрат определенного размера, предъявляемый над водой, а затем им предлагалось выбрать этот положительный стимул из четырех других квадратов. В первом варианте опыта они выбирали его среди четырех белых квадратов разного размера, во втором - из четырех квадратов такого же размера, но разных оттенков. Адлеры экспериментировали с двумя дельфинами афалинами. Оба дельфина с высокой степенью надежности справились с обоими вариантами этой задачи. Авторы исследования вполне обоснованно заключили, что их эксперименты демонстрируют достаточно высокий уровень познавательных способностей дельфинов афалин. Н.Л.Крушинская и Т.Ю.Лисицына в книге " Поведение морских млекопитающих" отмечают: " Исследование возможности выработки у дельфинов наличного и отсроченного выбора по тождеству сигналов выявило у них способность к решению этих задач того же уровня, что и у обезьян. Процесс образования выбора по тождеству сигналов осуществляется животными не на основе жесткой системы " сигнал-реакция", а путем обобщения одного или нескольких признаков раздражителя. Такая форма обобщений у животных классифицируется исследователями как " интеллектуальные формы поведения" (Н.Л.Крушинская, Т.Ю.Лисицына, 1983). Наиболее убедительные доказательства того, что дельфинам (афалинам) доступны операции обобщения и переноса, представлены в работах А.П.Надолишней, проведенных совместно с Ю.Д.Стародубцевым и другими учеными. Результаты своих исследований А.П.Надолишняя изложила в диссертации " Способность черноморских дельфинов афалин к обобщению по относительным признакам" (2007). В автореферате данной диссертации А.П.Надолишняя пишет: " В результате проведенных исследований впервые получены данные о способности дельфинов афалин формировать в условиях " свободного выбора" обобщенные правила решения задач, основанные на оперировании относительными пространственными признаками " средний" и " верхний", и применять сформированные правила в новых ситуациях. На основе разработанного приема исследования получены оригинальные данные о способности дельфинов к поиску и обозначению двух одинаковых или подобных стимулов в наборе из трех и четырех предметов. Разработанная система тестов позволила выявить способность дельфинов афалин к высокому уровню обобщения - формированию представлений " среднее положение предмета в группе", " верхнее положение предмета в группе", " одинаковость по форме", " подобие", а также к формированию довербального понятия " одинаковость вообще". Полученные данные о способности дельфинов афалин усваивать отвлеченные правила решения задач при использовании только одного набора стимулов и применять сформированные правила к широкому диапазону ситуаций согласуются с результатами, полученными на человекообразных обезьянах" (Надолишняя, 2007, с.4). А.П.Надолишняя работала с несколькими дельфинами, одного из которых звали Мак. Вот что она говорит о нем: " Дельфин оказался способен к переносу ранее сформировавшегося правила выбора стимулов по относительному признаку " одинаковость" (по форме, размеру, материалу) в ситуацию экстренной необходимости выбора стимулов по подобию - одинаковой формы, но разных размера и материала. Этот же дельфин оказался способен к переносу правила выбора двух одинаковых по форме предметов в ситуацию экстренной необходимости выбора двух стимулов, одинаковых по размеру" (там же, с.17). По свидетельству А.П.Надолишней, то, что даже при предъявлении натуральных стимулов (рыбы) трое из шести экспериментальных дельфинов в первом опыте теста совершали выбор, руководствуясь усвоенным ранее правилом, говорит о высокой степени абстрагирования и обобщения, позволившей животным отвлечься даже от таких значимых абсолютных признаков, как " пища", и " объект охоты". Достоверный выбор двумя дельфинами среднего из пяти предметов после решения ими разнообразных задач с предъявлением трех предметов говорит о том, что животные руководствовались представлением о среднем положении предмета в группе и свидетельствует о высоко развитой способности черноморских дельфинов афалин к обобщению по относительному признаку. " Результаты решения дельфинами тестовых заданий с применением нового набора стимулов и с изменением взаиморасположения предметов базового набора, - поясняет А.П.Надолишняя, - показали, что усвоенное на одном наборе стимулов правило оказалось в достаточной степени отвлеченным, и оно было использовано животными в новых ситуациях. Это согласуется с полученными ранее экспериментальными данными о том, что дельфины, как и человекообразные обезьяны, могут усваивать отвлеченное правило выбора по образцу и переносить его на новые стимулы после обучения только с одним-двумя наборами стимулов" (Надолишняя, 2007, с.19).
|