Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Царство серых чувств. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Некоторые считают, что любовь – одна из мощнейших стихий, она все крушит на своем пути и оставляет после себя кучу обломков (и потомков). Но в любом случае, любовь – не источник зла, она не повинна в человеческих ошибках, – скорее эгоизм, безответственность, легкомыслие, духовная незрелость. Особо надо сказать о ревности, которая испокон веков считается “законной спутницей” любви, потому что, якобы, нет любви без ревности. Застарелое заблуждение напрямую связывает ревность с любовью. Причина в том, что любовь не сводится к инстинкту размножения, а возвышается над ним, как храм возвышается над своим фундаментом; ревность же связана с заботой о своих правах собственности на любимого человека, она – спутница не столько любви (есть любовь без ревности и ревность без любви), сколько духовной ущербности человека или же самих любовных отношений. Во-первых, ревность рождается тогда, когда человек не уверен в себе. Появление в поле зрения достойного соперника повергает его в смятение, вызывает чувство страха от возможной потери дорогого человека. Это унизительное психологическое состояние – настоящий кризис человеческого достоинства, или в любом случае, его неизбежный дефект. Такая “страдальческая ревность” разрушительна, прежде всего, для самого ревнивца. Во-вторых, ревность – неизбежное следствие чувства собственности на человека, сопряженное с наложением внешних “уз и цепей” на любимого и отношения с ним, а также с системой “слежения”, отчетов, запретов. Такая ”агрессивная ревность” унижает, прежде всего, любимого, ибо не считается с его неотъемлемым правом на свободу и относительную автономность, на несводимый личный остаток бытия. Недаром она является причиной распрей и обид, разногласий вплоть до разводов. В-третьих, ревность характерна для человека-эгоиста, рассматривающего других людей в качестве средства для своей жизни, а не как ее цель, он не способен к состраданию. Недаром эгоизм считается глубинным корнем едва ли не всех человеческих пороков. Да и любовь его изначально ущербна – в силу его неспособности понять и признать абсолютную само ценность другого человека и забыть о себе ради него. Любовь-агапе – одна из необходимых ипостасей подлинной любви – она чужда его натуре, зато ревность прямо вытекает из нее. В-четвертых, ревность произрастает на такой благодатной для нее почве, как недоверие к любимому и к его поведению, изначальное или приобретенное. Ревность – кризис доверия в отношениях, а причин здесь – великое множество: и чрезмерная подозрительность любящего, и легкомыслие любимого, и длительные разлуки по причинам, не зависящим от нас, и злые наговоры окружающих... Пожалуй, это самая “оправданная” ревность, если бы она не была по существу кризисом любви, началом ее конца.
Как бы там ни было, но всякая ревность – ”злой гений” любви, либо изначально подрезающий ей крылья, либо исподволь подтачивающий ее, либо грубо разрушающий и убивающий любовь. Она бессмысленна и бесполезна, поскольку не несет в себе положительно-созидательного начала. Если тебя любят, ревновать бессмысленно, если мало любят – тоже бессмысленно, если уже тебя не любят – тем более бессмысленно. Причем бессмысленность эта не логического, не рационального порядка (каковой здесь нет), а с точки зрения внутренней свободы чувств. Ревность противостоит не только природе, но и культуре любви: задача состоит не в том, чтобы “шпионить”, а в том, чтобы творчески вдохновлять любовь, учитывая ее тончайшую и прихотливую природу чувств. А вот о результатах этого сугубо уникального творчества скажут сами чувства – их угасание или же полный расцвет, страдание или же радость в отношениях. Возвышающая человека любовь, – а подлинная любовь другой не бывает! – исключает ревность как унижающее обоих чувство. Такая любовь невозможна без глубокого уважения любимого, признания его само ценности и свободы, абсолютного доверия к нему и светлой веры в него. Это – горная вершина человеческой жизни, на которую взлетают на лучезарных крыльях любви. А без крыльев, – что за любовь!
|