![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И сознания
Попытка связать основные особенности того мира, в котором мы живем, с самим фактом существования человека познающего этот мир, привела к формулированию принципа, который вряд ли можно назвать строго физическим принципом, но который, тем не менее, основывается на неоспоримом факте существования человека в нашей Вселенной. Этот принцип был назван антропным. Антропный принцип в физике впервые был сформулирован в 1961 г. Д. Дикке, а в дальнейшем развит Б. Картером, которому и принадлежит сам термин «антропный принцип». Антропный принцип утверждает, что мир таков, каков он есть, потому, что в противном случае некому было бы спрашивать о том, почему мир таков. Можно сказать, что наука со времен Коперника развивалась таким образом, что наблюдателю-человеку в ней отводилась весьма скромная роль. Человек не занимал какого-либо привилегированного центрального положения в науке о Вселенной. Как бы без внимания оставался и тот факт, что необходимой предпосылкой. нашего существования являются специально благоприятные условия (температура, химический состав окружающей среды и т.д.), возникновение которых оказалось возможным благодаря именно тонкой подстройке значений физических величин во Вселенной. Некоторые ученые обратили внимание на ограниченность такого подхода, считая, что строение физического мира неотделимо от обитателей, наблюдающих его в самом фундаментальном смысле. Наше положение в мире, если и не является центральным, то неизбежно является привилегированным. И можно заранее до наблюдений предсказать ряд астрофизических и других факторов по той причине, что-то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей. Основанием для таких предсказаний и служит антропный принцип, как принцип, отражающий невероятно тонкую подстройку Вселенной. Антропный принцип концентрирует внимание на следующем обстоятельстве: свойства окружающего нас мира явились результатом определенной согласованности соответствующих фундаментальных констант, интервал возможных значений которых, обеспечивающий нам мир, пригодный для жизни, очень мал. Корни его имеют начало в самих ранних этапах истории человеческой культуры. Однако «переоткрытие» антропного принципа современной космологией имеет важное значение в становлении нового постнеклассического типа научной рациональности. Существуют различные версии антропного принципа: слабый антропный принцип, сильный, финалистский антропный принцип, антропный принцип, включающий соучастника-наблюдателя. Появляются и теологические нотки при обсуждении антропного принципа. Все это повлияло на то, что многие физики-ученые с настороженностью относятся к этому принципу, рассматривая его как ненаучный. Однако положение резко меняется, если антропный принцип рассматривать в контексте синергетического самоорганизующегося процесса эволюции Вселенной. Здесь на первый план выдвигается идея о корреляции свойств наблюдателя и свойств мира. То есть речь идет о вероятности того, что мир имеет наблюдаемые нами свойства. А это значит, что можно сравнивать вероятности оказаться в разных мирах с разными свойствами. Следовательно, антропный принцип получает нетеологическое объяснение при условии существования множества миров. Надо сказать, что инфляционные сценарии раздувания Вселенной содержат в себе результаты, предсказывающие разбиение Вселенной на неограниченно большое число мини-Вселенных — огромных областей, внутри которых реализуется свои типы физических вакуумов, размерностей пространства-времени, цепочек спонтанного нарушения симметрии. Так что вероятность возникновения из этого огромного числа разных мини-Вселенных, которые подобны нашей, в которых возможна жизнь, подобная нашей, существует. Современная физика с использованием антропного принципа как бы расширяет границы своего традиционного рассмотрения вопросов. Человек, рассматриваемый ранее лишь в качестве непосредственного потомка прогрессивной эволюции жизни в биосферных условиях, предстает уже в качестве непосредственного продукта космологической эволюции Вселенной. И, как считают многие физики, трудности в построении единой теории поля могут быть связаны как раз с тем фактом, что такое свойство материи, присущее ей на всех уровнях организации, как отражение, и высшая форма его развития — сознание, остаются вне рамок исследования. Не окажется ли, что поставленная современной физикой задача принципиально неразрешима вне исследования тех факторов, которые привносит с собой в ход мирового процесса мыслящий дух? Иными словами, антропный принцип с методологической точки зрения является предвестником более глубокого диалектического понимания взаимопревращения материи и сознания.
|