Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основныефункции культуры






Конспекты лекций

по дисциплине «Культурология»

на 2 семестр2015-2016 учебного года Курсы1 курс Группы177 Специальности040401 Социальная работа, 26201 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров ПреподавательТуркина Наталья Владимировна  

 

Копейск, 2015г.

 

Содержание

1. Историческое развитие представления о культуре. Миф.

2. Этнос. Этнокультурное пространство.

3. Культура Древнего Востока (Культура Древнего Египта. Культура Древней Месопотамии (Двуречья). Культура Древней Индии. Культура Древнего Китая)

4. Античная культура (Древняя Греция. Древний Рим. Христианство).

5. Европейская цивилизация эпохи Средневековья.

6. Эпоха Возрождения.

7. Эпоха Просвещения.

8. Проблемы культурного развития современного Запада.

9. Культура древних славян. Культура Киевской Руси.

10. Русская культура XIV-XVIII веков.

11. Российская культура XIX-начала XX веков.

12. советского периода.

13. Современный мир. Диалог культур. Воспитание толерантной личности.

 

 

Тема 1 Историческое развитие представления о культуре.

 

Эволюция слова «культура »

 

Слово «культура» появилось в латинском языке. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.) написал трактат о земледелии, название которого по латыни звучало примерно так: агрикультура. Трактат этот посвящен не просто обработке земли, а именно уходу за ней, что определяет особое душевное к ней отношение. Следовательно, слово культура уже на первых порах применения означало не только обработку, но и почитание, может быть даже поклонение.
Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, например, культура поведения, культура речи, тем самым все более приближая культуру к человеку.
Римский оратор, философ и государственный деятель Цицерон использовал это слово применительно к духовности. Он считал философию - культурой духа, а вернее ума.

В эпоху Средневековья чаще, чем слово культура употреблялось слово культ (почитание). В этот период утвердился культ Бога и все остальные сферы социальной жизни подчинялись этому культу. Был и еще один культ в этот период – культ рыцарства, который выражался в почитании доблести, чести, достоинства, возвышенных чувств.
В эпоху Возрождения происходит возврат к античному смыслу слова «культура» как гармоничному и возвышенному развитию человека, содержащему в себе его активное, творческое начало.
Необходимо различать слово «культура» и понятие «культура». Слово появляется раньше понятия и служит для обозначения или названия чего-либо.

По подсчетам западных исследователей, в начале XX века определений понятия «культура» было немного - около десяти. К середине века их уже более ста пятидесяти. В наши дни эта цифра перевалила за полутысячу. Культура при этом рассматривается с самих разных точек зрения. Так, многие философы-просветители, а также немецкий поэт и философ Ф. Шиллер, понимали культуру как степень человеческого в человеке, имея в виду его внутреннее, духовное богатство. Ф. Ницше определял культуру как стиль жизни народа. Упомянутый вышеЛ. Уайт смотрел на нее через призму традиций.

Сходные определения даются и в нашей литературе. Для русского философа Н. Бердяева культура выступает как " живая судьба народа", " неотвратимый путь человека и человечества". По мнению философа А. Лосева, " культура - это предельное обобщение всего". Обобщая существующие точки зрения на культуру, можно «сказать, что слово" культура" имеет три основных значения: 1)возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли; 2) образование, воспитание, развитие; 3) поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.

В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное человеком. Культура тогда предстает как " вторая природа", «сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, естьтакже культура, означающая " возделывание души".

Материальная культура охватываетпреждевсего сферу материального производства и его продукты - технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты - религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д. Внутри духовной культуры часто специально выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.

Между материальной и духовной культурой имеется глубокое единство, поскольку обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало - идеи, проекты и замыслы человека, которые он воплощает в материальную форму.

 

Основныефункции культуры

 

Культура выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, то есть формирования и воспитания человека. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.

Подтверждением тому могут служить известные по литературе случаи, когда ребенок терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей. Даже если его потомнаходили, этих нескольких лет оказывалось достаточным для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, ритуалы, обряды и т. д. которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура при этом действительно выступает в качестве " социальной наследственности", которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше, чем биологической наследственности.

Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является «познавательная, информационная». Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.

Не менее важной является регулятивная, или нормативная функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества.

С уже названными тесно переплетается коммуникативная функция, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры - наука, искусство, техника - обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.

Еще одна функция - ценностная, или аксиологическая - также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности.

Особого выделения заслуживает творческая функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.

Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д.

Нельзя признать обоснованными суждения о том, что культура - это одни только традиции, консерватизм, конформизм, стереотипы, повторение уже известного, что она препятствует творчеству, поиску нового и т. д. Традиции в культуре не исключают обновления и творчества.

Таким же необоснованным представляется тезис о том, что культура подавляет здоровые инстинкты человека. Подтверждением этому может служить запрещение инцеста, или кровосмешения. Считается, что именно оно стало первым в истории человечества четким водоразделом между природой и культурой. Однако, будучи чисто культурным явлением, этот запрет является непреложным условием для воспроизводства и выживания людей. Древнейшие племена, которые не приняли данный запрет, обрекли себя на вырождение и вымирание. То же самое можно сказать о правилах гигиены, являющихся по своей сути культурными, но оберегающих здоровье человека.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал