Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинар 6. Сотрудничество специалиста по социальной работе и религиозных конфессийСтр 1 из 2Следующая ⇒
1. Многоконфессиональность современной России. Милосердие и сострадание в христианской, мусульманской и других религиозных традициях.
1. Многоконфессиональность современной России Для России традиционна многоконфессиональность при ведущей конфессии – православие. В настоящее время различные конфессии активно представлены на религиозном поле страны. Считается, что десять самых влиятельных религиозных организаций страны по мере своей значимости расположились следующим образом: Русская православная церковь, Федерация еврейских общин России, Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций в России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Буддийская традиционная сангха России, Русская православная старообрядческая церковь, Армянская апостольская церковь. Органы местного самоуправления учитывают это обстоятельство: в большинстве субъектов РФ они поддерживают РПЦ как первую конфессию, однако редко соглашаются на исключительно «проправославную» политику. Там, где мусульман, буддистов и язычников традиционно больше, чем православных, местная власть оказывает первостепенную поддержку именно этим религиям. Отношение местной власти в субъектах РФ к неправославным христианским конфессиям колеблется от хорошего до терпимого. Лучшие отношения имеют с властями лютеране, самые конфликтные – пятидесятники. Разные конфессии выступают с публичным протестом (открытым письмом, обращением, митингом и т. д.) против нарушения их прав, причем так делают не только религиозные меньшинства, но и представители т. н. традиционных религий. Жалобы православных обычно касаются споров о принадлежности памятников архитектуры и искусства государству или РПЦ, мусульман - запретов богословской литературы и преследований согласно законодательству об экстремизме, католиков и протестантов – запретов на проведение мероприятий, лишения аренды и регистрации. 150 представителями 40 протестантских деноминаций в целях совместного отстаивания своих интересов перед властями в 2003 г. был создан Российский евангельский альянс (РЕА). Очень развиты и эффективны его подразделения, которые существуют в 21 регионе – в частности: в г. Тольятти, Алтайской, Амурской, Воронежской, Кемеровской, Курганской, Липецкой, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской, Свердловской, Тульской, Челябинской областях, Пермском и Камчатском краях, республиках Калмыкия, Татарстан, Удмуртия, Якутия. Иудаисты в РФ по-прежнему ориентированы на сохранение замкнутости единственно праведной еврейской общины. В наши дни они не выступают против получения русскоязычного образования в его светском формате. Однако в их элите сильно недоверие к лозунгу «общероссийской национальной идеи». Для российских последователей учения Будды (бурят, калмыков и тувинцев) прежде всего важны бурятский, калмыцкий и тувинский варианты «национальной» идеи. Этнические буддисты также готовы к восприятию русской культуры и просвещения, но исключительно в их светском прочтении. Так, в последние годы президент Калмыкии К. Илюмжинов спонсировал ежегодную подготовку групп молодых калмыков и калмычек для поступления в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Вся эта программа осуществляется на русском языке. В то же время, разговоры об общероссийской «национальной» идее вызывают обеспокоенность в среде буддийской элиты, которая прежде всего ждет от ее реализации проявления русификаторско-ассимиляторских великодержавных начал. Для российских мусульман характерно, как правило, совмещение двух тенденций: ориентации на свои этнические ценности – татарские, башкирские, чеченские, черкесские и др. и восприятия себя как части полуторамиллиардного «мусульманского мира». Последний, в свою очередь, при помощи серьезных финансовых вливаний (прежде всего из Саудовской Аравии) стремится направить вектор интересов мусульман России в свою сторону. Следует отметить, что крупнейший отечественный исламский деятель конца XIХ в. – начала ХХ в. Исмаил Гаспринский подчеркивал значение получения мусульманами русскоязычного образования. В 1881 г. он писал о необходимости обретения через русское просвещение «знания и света». Можно констатировать, что планы продвижения общероссийской национальной идеи вызывают по сути негативное отношение в среде элит отечественных буддистов, иудаистов и мусульман, и изменить эту точку зрения наиболее влиятельных кругов нехристианских этносов РФ крайне сложно.
Помимо мировых религий и конфессий, во многих субъектах Российской Федерации присутствуют и многочисленные верования и традиции малых коренных народов, локальных территориальных поселений, которые, тем не менее, несут важные культурные и социальные нагрузки, хотя и в ограниченных ареалах. К ним можно отнести «Белую веру» в Горном Алтае, местные древние культы и обряды, шаманизм. К ним же можно отнести и создаваемые этнической элитой клубы и сообщества по изучению национальной культуры, которые занимаются реконструкцией и творческим переосмыслением древних языческих традиций. Довольно внушительна статистика подобных верований в стране. Отметим, что данный религиозный потенциал используется сепаратистскими группировками в Мордовии, Удмуртии и Якутии. Однако отождествлять этнический сепаратизм и локальные верования неверно. В тех случаях, когда власти удается наладить позитивный диалог с представителями языческих верований и включить их в легальную систему взаимодействия, язычники ограничиваются сохранением собственной этнической самобытности, не посягая на сложившиеся федеральные отношения, как, например, в Республике Алтай, Бурятии, Марий Эл, Тыве и Хакасии. Представляется, что в случаях, когда эти верования представлены действующими по закону религиозными организациями, их локальная социокультурная миссия должна быть уважаема.
Воспитательная функция религиозных организаций В религиозных организациях большая роль отводится воспитанию своих прихожан в духе религиозной морали. Достаточно много представителей светского общества полагают, что нравственный потенциал религии можно использовать и для влияния на секулярных граждан. Как обстоят дела с реализацией воспитательной функции религиозных организаций в современной России?
Несмотря на доверие общества к Церкви (по данным соцопроса Института социологии РАН в 2009 г., ей доверяют 68% населения), экспертное сообщество, опрошенное Центром проблемного анализа, в целом критически оценивает реальное влияние РПЦ на российское общество. 37% полагают, что православная церковь оказывает влияние только на своих прихожан, в то время как 31% оценивают влияние Церкви как незначительное (рис. 6.6.15). Вместе с тем, 24% опрошенных считают, что РПЦ оказывает большое влияние на россиян. Опыт зарубежных стран показывает, что наибольшим нравственным влиянием обладают те религиозные организации, которые занимают независимую позицию по отношению к властям. Таким образом, представляется, что РПЦ, не отказываясь от сотрудничества с государством в социально значимых сферах, умножит свой авторитет, сохраняя независимую позицию по отношению к государству. «Огосударствление» Церкви приведет к снижению уважения и доверия к ней в обществе. Помимо собственно церковного воспитания прихожан, религиозная организация реализует свой воспитательный потенциал в школе, армии и в тюрьмах. Согласно пункту 1 статьи 1 Приказа Минобразования РФ от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ», обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей и по просьбе их родителей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 1). Религиозные организации заключили договоры с Министерством образования как на федеральном (РПЦ), так и на региональном уровне (РПЦ – 35 субъектов Федерации), а также с образовательными учреждениями (РПЦ – в 14 субъектах Федерации, Совет муфтиев России и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии – в одном). В рамках подобных соглашений осуществляется преподавание Основ православной культуры, Основ исламской культуры и т. д. 21 июля 2009 г. Президент РФ Д. Медведев принял решение о поддержке в экспериментальном порядке преподавания в школах 19 субъектов Федерации основ религиозной культуры, истории религии и светской этики. Выбирают родители и дети, преподают светские педагоги. На 2010 г. 42, 1% учащихся выбрали светскую этику, 30, 6% - основы православной культуры, 20% - основы мировых религиозных культур, 5, 2% - основы исламской культуры, 2% - основы буддийской культуры, 0, 1% - основы иудейской культуры. Отметим, что существует ряд проблем (возраст учащихся, компетентные учебные пособия, подготовка учителей, возможность школ предоставить учащимся выбор профиля), которые пока не решены и требуют серьезной проработки. Особую область отношений государства и религиозных организаций составляет сфера исключительной компетенции государства. К ней относятся вопросы жизнедеятельности армии, пенитенциарных учреждений и некоторые иные. Пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указывает, что государство не берет на себя обязанности по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица (пункт 1 статьи 8). Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира (пункт 5 статьи 8). Сходным образом законодательство оговаривает права заключенных. На практике религиозные организации давно сотрудничают с силовыми структурами и часто оформляют это специальными соглашениями. На федеральном уровне Русская православная церковь заключила соглашения – с Министерством обороны РФ, Военно-воздушными силами РФ, Воздушно-десантными войсками, Федеральной пограничной службой РФ, Министерством атомной промышленности РФ, Главным управлением специального строительства, Главным управлением казачьих войск при Президенте РФ, Советом атаманов войсковых казачьих обществ России, Федеральной службой исполнения наказаний РФ; Федерация еврейских общин России – с Министерством обороны РФ. На уровне субъектов Федерации РПЦ заключило соглашения с Федеральной службой исполнения наказаний РФ (12 субъектов Федерации). Центральное духовное управление мусульман России – с Министерством обороны РФ (один субъект Федерации), Совет муфтиев России – с Федеральной службой исполнения наказаний РФ (5 субъектов Федерации). Римско-католическая церковь, Российский союз евангельских христиан-баптистов, Российская церковь христиан веры евангельской, Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» - с Федеральной службой исполнения наказаний РФ (один субъект Федерации). Согласно распоряжению Президента РФ Д. Медведева, данному в 2009 г., в России вводится институт военных священников – сначала в зарубежных частях Российской армии и в Северокавказском военном округе, затем во всех воинских частях. При всех положительных сторонах такого решения, вызывает сомнение требование обязательного 10-процентного присутствия определенной конфессии в части для наличия там капеллана (непонятно, как быть, допустим, двум-трем мусульманам, служащим в русской части) и незакрепленность этого института на уровне федерального закона. Признавая необходимость сотрудничества государства и религиозных организаций в воспитательной сфере, следует помнить, что в деле воспитания для религиозного человека стоит задача прежде всего научить доктрине и правилам своей религии, а не пропагандировать какую-либо светскую идеологию. Недопустима попытка определенных политических сил заставлять верующих людей заниматься пиаром их самих или продвигаемых ими идей. Это повлечет потерю авторитета религии в обществе, поскольку она будет восприниматься не как самостоятельный институт, а как всего лишь идеологическая прислуга власти. Регламентированность и легитимность отношений государства и религиозных организаций. Отношения религиозных организаций и государства должны быть тщательно регламентированы и узаконены. Как обстоят с этим дела в России? Согласно статье 14 Конституции, Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 указывает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Отметим, что данная конституционная норма не проясняет, что такое светскость, не раскрывает, что значит «отделение от государства». Следует ли его понимать как отделение институтов друг от друга или как запрет Церкви взаимодействовать с государством. Согласно статье 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные объеди-нения делятся на религиозные группы и религиозные организации. Религиозная группа – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозная организация – добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (пункт 1 статьи 8). Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные (пункт 2 статьи 8). Согласно пункту 2 статьи 15, государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации. Заметим, что этой нормы недостаточно для того, чтобы защитить религиозную организацию от неправомерного вмешательства государства в ее внутренние дела. Согласно пункту 3 статьи 4, государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Пункт 3 статьи 18 указывает, что государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий. Норм данного закона недостаточно для легализации социального партнерства государства и религиозных организаций, которое давно существует на практике. Это вопросы религиозного образования, присутствия в армии и тюрьмах, совместной благотворительной деятельности и т. д. Нет критериев, по которым государство оказывает поддержку той или иной конфессии. К каким конкретно механизмам взаимодействия приводит готовность властей к сотрудничеству? Прежде всего, это включение религиозных деятелей в советы по взаимодействию с религиозными объединениями. Распоряжением Президента РФ от 2 августа 1995 г. № 357-рп учрежден Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, который является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента РФ, касающихся взаимодействия государства с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества. В этом Совете присутствуют практически все крупные конфессии федерального уровня: православные (РПЦ и старообрядцы), армяно-григориане, мусульмане, иудаисты, буддисты, католики, баптисты, адвентисты и пятидесятники. В субъектах Федерации местные власти обычно учитывают многоконфессиональность населения. Хотя в советах лидируют православные (в 31 из 31) и мусульмане (в 25 из 31), но представлены и другие конфессии: иудаисты – в 14 из 31, лютеране, баптисты и пятидесятники – в 12 из 31, католики – 10 из 31 и т. д. С середины 2000-х гг. религиозных лидеров стали включать в общественные представительства (например, в Общественную палату); в них представлены – православные, мусульмане, иудаисты, буддисты и пятидесятники (рис. 6.6.20). Российское государство, начиная с 1990-х гг., заключает договоры о сотрудничестве с религиозными организациями в сферах образования, благотворительности, патриотического воспитания и т. д. Государство явно предпочитает в качестве партнера РПЦ (74% всех договоров), дальше следуют – иудаисты (9%), мусульмане (6%), буддисты, баптисты, адвентисты и пятидесятники (по 3%). Местные власти в субъектах РФ, обычно замечая и признавая многоконфессиональность населения, тем не менее, официальные договоры предпочитают заключать с РПЦ (83%), что на 9% больше, чем на федеральном уровне. Нужно отметить, что до конца не решен вопрос с реституцией церковных зданий, не урегулирован механизм совместного пользования религиозной организацией и государством памятников, относящихся к культурному наследию. Таким образом, анализ состояния факторов жизнеспособности страны в сегменте религии показал, что существует ряд проблем, которые требуют для своего решения принятия текущих, а также средне- и долгосрочных мер в сфере государственного управления. [https://rusrand.ru/analytics/traditsionnye-konfessii-v-rossii]
2. Милосердие и сострадание в христианской, мусульманской и других религиозных традициях 1) Милосердие - англ. charity; нем. Barmherzigkeit. 1. Деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным. 2) Одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению. (Социологический словарь) Словом " милосердие" М.Лютер переводит различные еврейские и греческие выражения, смысл которых связан с такими понятиями как, верность, любовь, добросердечие и милость. Милость Божья означает Божью бесконечную спасительную любовь, человеческое милосердие вызвано, прежде всего, состраданием (Ис. 49: 15). Основанием милосердия человека является Божест-венное милосердие, восхваляемое в Библии (Ис. 54: 10; Иер. 31: 20 и др.). В притче о блудном сыне (Лк. 15: 11-32)в Новом Завете говорится о Божественном милосердии. Милосердие Бога обращено, прежде всего, на избранный Им народ, о чем говорит ап. Павел (Рим. 9: 23; 15: 8), и оно никак не зависит от человеческого желания (Рим. 9: 18); Высшая милость Божья заключается в прощении грехов (Чис. 14: 19; Пс. 24: 7; Иер. 12: 14) (Библейская энциклопедия Брокгауза). «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» Мф., 22: 37-39. Эта заповедь любви была дана Иисусом Христом в ответ на обращенный к нему вопрос о высшем законе жизни. В этой заповеди любовь к богу и любовь к ближнему едины, а в качестве ближнего не только сосед, соплеменник или единоверец, а также каждый человек, нуждающийся в помощи, даже враг или гонитель. («…Если голоден враг твой, накорми его, если жаждет – дай ему пить»). Любовь есть единственный нравственный принцип, основной закон жизни человека. (Этика. Учебник. Под ред. А.А. Гусейнова, Г.П. Апресяна - М.: Гардарики, 1999 - 472 с.) Милосердие проявляется в дарении, преодолении собственной самости, эгоизма, жадности. Вообще, думаю, что милосердие это усилие воли, способность человека, личная задача человека, требующая усилий. Только через милосердие возможно преодолеть человеческую обособленность, которая возникает из закономерностей, порядка общественной жизни, когда, бывает, «человек человеку - волк». Милосердие основано на принятии другого таким, какой он есть («Любите врагов ваших, …благословляйте проклинающих вас…», «Не судите, да не судимы будете…» Новый Завет). Основной смысл христианской заповеди любви, думаю, в том, что милосердие только тогда достигает нравственной полноты, когда оно воплощается в действиях, деятельности, в поступках. Все это должно быть направлено не только на удовлетворение интересов и нужд другого человека, а на духовное совершенствование, проявление лучших качеств, присущих человеку. Чем более человек проявляет деятельное милосердие, тем больше совершенствуется. Н.А.Бердяев видел источник милосердия в любви к людям, подчеркивает значимость альтруистической потребности помогать окружающим. В милосердии можно выделить наличие в человеке трёх свойств: сострадание к чужой беде (способность на неё отреагировать, откликнуться,) отзывчивость (способность увидеть чужую беду), потребность оказать безвозмездную помощь нуждающимся. Корни милосердия, как нравственного принципа, лежат в глубокой древности – тогда родовая солидарность обязывала ценой любых жертв помогать «своему», вызволять его из беды. Только тогда, когда все барьеры между «своими» и «чужими» преодолены, а чужое страдание перестаёт быть только предметом жалости, снисхождения (покровительства «сильного» - «слабому», «старшего» - «младшему») можно говорить о подлинном милосердии. В учении Л.Н. Толстого любовь - это средство самореализации духовной сути человека, деятельность добра, истинная жизнь. Любовь проявляется в человеке через правильное отношение к себе и через любовное, братское отношение к другим Идеи человеколюбия, терпения, сострадания, активно развивались в Новое время, а также и в эпоху Просвещения. Джон Локк, в вопросе о природе моральных принципов, утверждал: «добро есть то, что доставляет или увеличивает удовольствие и уменьшает страдание, в достижении чего и заключается счастье, стремление к которому есть основание всякой свободы». В эпоху Возрождения нравственные поиски были наиболее интенсивными. В это время при разговорах о нравственности и милосердия, часто употребляют слово «добродетель». Французский просветитель Ж.Ж. Руссо считал, что люди только тогда становятся счастливыми, когда умеют сочувствовать и помогать другим. Проанализировав духовные искания мыслителей прошлого, можно сказать, что идеи милосердия, помощи ближнему находят своё отражение во всех философских концепциях и в разные периоды развития общества. Основополагающими в большинстве этических учений признаны вопросы самосовершенствования человека, проявляющегося в стремлении к Богу, в любви, в милосердии, в бескорыстном служении людям. Милосердие в исламе. Милосердие — это отношение матери к плоду ее чрева. Когда Бог говорит: «Мое милосердие охватывает все» (Коран 7: 156), это означает, что Бог милосерден ко всему мирозданию. Пророк говорил: «Будь милосерден к тем, кто на земле, и к тебе будет милосерден тот, кто на небесах». Милосердие в иудаизме. Тора предостерегает: «Если взял ты в залог платье ближнего твоего, до захода солнца верни его ему» (Исх. XXII, 25). Тора призывает нас к милосердию и снисходительности, поэтому обязывает нас оставлять на поле упавшие колосья, забытый сноп и несжатый край для пришельца, бедняка, вдовы и сироты. Идеи милосердия, гуманности и практика благотворительности были известны древним евреям, что нашло отражение в Ветхом Завете. В Талмудеблаготворительность значит буквально праведность или справедливость). “Даже бедняк, существующий милостыней, должен давать милостыню”, — подчеркивается в “Талмуде”. Одной из форм проявления благотворительности у древних евреев была практика прошения долгов, расторжения долговых обязательств. Милосердие у египтян и китайцев. У древних египтян существовало представление о милосердии как о бескорыстии и помощи нуждающимся. Письменные источники Древнеегипетские Письмена донесли до нас слова вельможи Пиопинахта: " Я давал хлеб голодному, одевал нагого", а в " Поучении Птахотепа" говорится: " Не будь алчен по отношению к родичам своим, мольбы кротких могущественнее силы". В древнекитайской цивилизации важнейшими нравственными заповедями были любовь к ближнему, взаимоуважение и поддержка. Это входило у древних китайцев в понятия " гуманность", " справедливость и долг". Из них состояла китайская этическая система " пяти постоянств", разработанная Конфуцием и определяющая отношения между ближними. Основным средством, за счет которого поддерживался справедливый порядок, Конфуций называл не закон, а соблюдение моральных основ и традиций. Конфуций считал - " если стремиться к милосердию, не будет зла". Милосердие в Индии. Традиции милосердия, гуманного отношения к ближнему, сострадания были присущи духовной культуре древней Индии. В гимнах " Ригведы" имеются такие слова: " Богатства подающего не уменьшаются... Тому, кто имея пищу, пожалеет ее для слабого, просящего подаяния, кто не внемлет страждущему, пришедшему к нему (за помощью), и кто занимается (только своими собственными удовольствиями) перед лицом страждущего, - тому человеку не будет утешения". Добродетель - это повиновение закону божию, включающее в себя любовь к человеку. Милосердие в Древней Греции. В древней Греции считалось долгом поддерживать бедных. Корни идеи милосердия, благотворительной деятельности, взаимоподдержки и взаимовыручки - в духовной культуре античного мира. Считалось, что сами боги странствуют по земле под видом людей, поэтому прибывшего гостя встречали радушно, подавали воду для омовения рук и ног, угощали лучшими блюдами, а уже потом спрашивали, кто он такой, откуда и зачем здесь. К нищим также проявляли сострадание - давали приют, милостыню, иногда одежду и обувь, приглашали на пиры, также оказывалась помощь военным инвалидам, которые вместе с семейством содержались за счет государства. Члены первохристианских общин принимали беглых, раздавали нуждающимся хлеб. В Первом послании к Тимофею есть упоминание о вдовах, посвятивших себя молитве и благотворительности. Также есть пример вдовы, пожертвовавшей на храм последние деньги. У жителей древней Руси милосердие проявлялось в уважении к родителям, в любви к ровесникам и к младшим. Доброта, добродеятельность были основаны на покровительстве сильного слабому, поэтому и мотивом милосердия были другие чувства, подразумевающие разделение на сильных и слабых, наверное, это было больше похоже на жалость. Приход христианства изменил взгляд на человека. Хотя основа всех религий есть человеколюбие, но, все же, христианство – единственная религия, которая ставит человека в центр мироздания (Человек в ней создан по образу и подобию Бога). Этот принцип дал начало гуманистическим традициям (гуманистический подход в психологии, гуманистическое мировоззрение в педагогике). Много веков назад наши предки, древние славяне, создали одно из самых могущественных государств того времени - Киевскую Русь. В Летописях сохранились имена многих князей, основавших русскую державу. Они укрепляли ее и берегли от врагов. Усобицы, происходившие постоянно между князьями, набеги половцев не давали Руси окрепнуть, что делало ее легкой добычей для внешних врагов. Великий князь киевский Владимир - сын Всеволода Ярославовича и греческой царевны Марии был среди самых первых собирателей земли Русской. «О дети мои! хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяние. Не забывайте бедных, кормите их, и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли, сие противно христианству. Будьте отцами сирот… не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного, жизнь и душа христианина священна»(«Поучение» Владимира Мономаха.) «Поучение» Владимира - совет мудрого человека, это завещание потомкам человека, который до конца был верен своим идеалам, был верен своей Родине, своему народу. Князь Владимир, внук Ольги просветил христианством землю русскую. Вначале Владимир был ревностным язычником и вел нечестивую жизнь. При нем были принесены в жертву идолам два христианина – Феодор и Иоанн (отец и сын), которые стали первыми мучениками. Но вскоре Владимир стал думать о другой, лучшей вере, почувствовав всю пустоту язычества. Приняв христианство, Владимир во всем переменился. Из грубого и жестокого язычника, он стал благочестивым и милосердным христианином. Он повелел всем бедным людям приходить к нему на княжеский двор и получать там все нужное: пищу, одежду и даже деньги. Кроме того, нагружались продовольствием подводы и посылались по городам и селам, для всех больных и нищих, которые сами не могли ходить. В середине 19 века (в 1844 г.) в Петербурге, в России появляется движение общинных сестер милосердия. Свято Троицкая Община сестер милосердия была создана принцессой Терезией Ольденбургской и великой княгиней Александрой Николаевной. При общине было создано несколько самостоятельных, но связанных по функциям учреждений: больница, отделение сестер милосердия, богадельня, детский приют, «отделение кающихся», исправительная детская школа. Члены этого движения являли образец высокой нравственности, подлинной духовности, а в 1848 г. уже в Москве доктором Ф.П. Гааз и княгиней С.С. Щербатовой тоже была организована община сестер милосердия. Во время Крымской войны проявляли самоотверженность в оказании помощи раненым, а своим высоконравственным поведением заслужили уважение, оказывали огромное нравственное влияние на войнов действующей армии. Благодаря движению сестер милосердия начало развиваться военно-медицинское дело как в России, так и других странах. В английской армии также появились сестры милосердия. Это движение возглавила Флоренс Найтингейл. С этой женщиной связано начало движения международного милосердия. Сестры милосердия общины «Утоли моя печали» работали в тюремной больнице. Многие из сестер были знатного происхождения, но все же они вступали в члены общин, много трудились, но самоотверженно переносили все тяготы и опасности на фронте и в мирное время. Они были сильными духом, поэтому выдержали (как в песне: «Мы шли к любви и к милосердию в немилосердной той войне…»). В 1863 г. Андри Дюнаном была создана международная организация помощи раненным, переименованная в 1876 г. в Международный комитет Красного Креста. В 1864 г. в Женеве на дипломатической конференции была разработана конвенция об улучшении положения раненых во время войны. Эта конвенция положена в основу деятельности Красного Креста. В России в 1867 г. было создано Российской общество попечения о раненных и больных войнах, переименованное в 1867 г. в Российское Общество Красного Креста (РОКК). Русский Красный Крест оказывал помощь как жертвам войны, так и пострадавшим от землетрясений, эпидемий стихийных бедствий. По инициативе В.И. Ленина был создан Пролетарский Красный Крест после Октябрьской революции. Красный Крест благотворно повлиял на организацию медицинской службы в красной Армии и становление системы здравоохранения. Во время Великой Отечественной войны деятельность Красного Креста проявилась очень активно. На полях сражений помогали раненым около миллиона человек медицинских сестер и сандружиниц, проявляя гуманизм и милосердие.
|