![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические приемы работы над сочинением- рассуждением в 9 классе при подготовке учащихся к ГИА.
Ткачева Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2 г. Кременки» Одной из актуальных проблем при подготовке учащихся к ГИА является понимание текста. Эта проблема связана с написанием сочинения в рамках государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов. При подготовке выпускников к ГИА столкнулась с проблемой: учащиеся не могут писать сочинения на лингвистические темы, особенно такого общего характера, поэтому целый ряд разработок посвятила этой теме. Основная идея доклада - выбор наиболее оптимальных форм, методов и приемов работы при подготовке учащихся 9 – х классов к экзамену в новой форме. В основном содержании доклада рассматриваются такие важные аспекты проблемы, как: · информация о составе современных учеников – девятиклассников в школах; · от простого сложному: о пользе знаков препинания (рассказ- сказкаА.Каневского); · и в шутку, и всерьез о знаках препинания: запятой, тире, двоеточии, многоточии и др. (от веселой грамматики в стихах до теории); · технология написания сочинения Восприятие текста зависит не только от характера самого текста, но и от личности воспринимающего его субъекта, от уровня его владения учебными компетенциями. Компетенции учащихся при написании сочинения: Лингвистическая компетентность – умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений. Языковая компетентность – практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм. Коммуникативная компетентность – владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. Показателем уровня учебных компетенций учащихся является степень полноты, глубины и правильности понимания текста, через который читатель или слушатель должен воспринять личность автора. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему - это небольшое связное рассуждение в научном или публицистическом стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного последовательно и связанного интонационно или с помощью нужного слова Цель написания сочинения на лингвистическую тему:
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему может быть написано:
Глубина раскрытия темы в данном случае не имеет принципиального значения. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос “Почему? ”, а аргументы отвечают: “Потому что…”. Аргументация предполагает также и приведение примеров, иллюстрирующих языковое явление, и цитирование (но чрезмерно не увлекаться!). Способы введения примеров-аргументов в текст сочинения связаны прежде всего со способами цитирования, а также с применением вставных конструкций (указания в скобках на номера соответствующих предложений). Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (С2.2) направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста, т.е. состоит в выявлении его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу. Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки (!!!). Методические приемы работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (С2.1) Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе требует от учителя более активной работы по обучению учащихся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. При выполнении данного задания школьникам необходимо проявить степень владения языком науки, сформированность умения раскрывать тему в общекультурном плане, давать обоснованный ответ, приводя разные функции языковых явлений, подтверждая их аргументами из текста. Алгоритм построения текста-рассуждения содержится в самой формулировке задания части С. Однако учащиеся затрудняются в построении самого риторического жанра рассуждения: с чего начать? как выдвинуть тезис? Какие лингвистические термины-понятия отобрать? как связать доказательства и вывод? При этом в письменных работах допускаются те же типичные ошибки, что и в устных ответах на уроке: 1) отсутствие начальных фраз, организующих высказывание; 2) непродуманность в расположении отдельных частей текста; 3) однообразное или неуместное употребление средств связи между предложениями, частями текста; 4) отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста; 5) неумение пользоваться частотными для языка науки средствами выражения сопоставительных, классификационных отношений. И в очередной раз задаем себе вопрос: как помочь учащимся? Чаще всего мы пользуемся готовыми советами, шаблонами. Исходя из критериев, предлагаемых для оценки сочинения, можно заключить следующее: 1. Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение. 2. Цель этого рассуждения заключается в том, чтобы убедить «оппонента» в своей правоте с помощью специально подобранных аргументов. 3. Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения: a) Описание ситуации, которая воплощает проблему («Однажды между мной и другом возник спор…», «Как-то раз мы ехали по улице и увидели…») или прямая актуализация проблемы (Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!», «Сегодня, когда люди работают на компьютерах, снабженных очень умными и мощными спеллерами, невольно возникает вопрос: а нужно ли убивать время на то, чтобы думать, какую букву писать в слове корова?»); б) Формулирование генерального тезиса (Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»); в) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации может стать языковой материал исходного текста (Чтобы подтвердить _______________________, достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например, __________________»); г) вывод (Итак, …», «Следовательно, …»).
Конечно же, форма и жанр высказывания могут быть различными. Могут опираться на самую простую и стандартную схему, которая обусловлена системой критериев. Ниже даются модели, описывающие возможные способы развертывания текста рассуждения.
|