Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дружба кончается там, где начинается недоверие (Сенека). ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Порой легче стерпеть обман того, кого любишь, чем услышать от него всю правду. (Ф. Ларошфуко). Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения её порой приходится сносить и обиды (Цицерон). Ложь, если она приносит счастье другим, важнее любой правды (С. Цвейг) (слайд № 11). Слово учителя. Главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями. Обманывая тех, кто нас любит, мы предаём их, обрекаем на страдания, а себя – на угрызения совести. Поэтому, принимая важное в жизни решение, мы должны прислушиваться к голосу совести и поступать так, чтобы не причинять боль другим. Работа над композицией сочинения-рассуждения. 1) Прочитаем творческое задание С 2.2 (Объясните, как вы понимаете смысл финала текста (предложение 28): «И из нас троих нельзя обмануть никого!». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения) Вспомним, из каких частей состоит сочинение-рассуждение. Тезис (основное положение, которое нужно доказать) – аргументы (доказательства) – вывод (слайд № 12). Вначале напишем небольшое вступление, в котором раскроем тему текста и сформулируем тезис. Тема текста – дружба. Без неё трудно представить нашу жизнь. Дружба дарит нам радость общения и поддерживает в тяжёлую минуту. Она делает нас добрее и чище. Поэтому права Динка, которая дорожит друзьями и считает, что их нельзя обманывать. 4) Приведём аргументы. Для этого используем вводные слова, которые указывают на порядок мыслей и их связь. Во-первых, Динка не может предать ребят, потому что они настоящие друзья. Андрей и Лёня хорошо понимают подругу и заботятся о ней (предложения 8-10, 20). Во-вторых, Динка – добрый и совестливый человек. Она искренне переживает за ребят, старается не причинить им боль (предложения 7, 19). Динка сама принимает важное решение, и, хотя оно даётся ей нелегко, совесть её чиста. Вывод. Таким образом, автор убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали. (112 слов) 7) Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение по заданному тексту, используя материалы урока (слайд № 13). Что такое внутренний мир человека?
Внутренний мир человека – это мир, который состоит из эмоций, чувств, переживаний, мировоззрения и определяет сущность человека, его внутренние черты, качества. Приведу примеры, подтверждающие это.
В тексте Виктора Драгунского мальчику, решившему стать боксёром, предложили старого потрёпанного мишку в качестве тренировочной груши. Добрый и верный взгляд игрушки напомнил рассказчику все лучшие моменты его детства, поэтому он не смог поднять руку на своего друга.
Наш внутренний мир – это хрупкий мир. Любые впечатления от увиденного или услышанного могут оставить след в душе. Я с ужасом смотрю на сегодняшние боевые действия, происходящие в Украине. Меня поражает то, как относится власть к мирным жителям. Уже многие невинные погибли. Я могу только сопереживать и сочувствовать людям, попавшим в страшную беду.
Таким образом, внутренний мир человека – это то, чем каждый из нас отличается от других. Он зависит от жизненного опыта и влияния окружающего мира. (136 слов).
Александр Юрша, ученик С.Н.Мищенко
Текст 1.4
(1)Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. (2)То у меня разгорался
Что такое внутренний мир человека?
Внутренний мир – вся сознательная духовная жизнь человека. Психологи говорят, что её составляют эмоции, чувства, мировоззрение. Я считаю, что это нечто большее, не всегда доступное объяснению понятие. Внутренний мир человека – это вся его сущность, способность воспринимать всё по-настоящему ярко. Умение обмениваться богатством внутреннего мира с внешним есть основа всего, что существует в этом мире. И только богатый душой человек способен наслаждаться жизнью.
Например, в тексте Л. Волковой мы видим пример детей с богатым внутренним миром. Ведь они верят в добрые силы. И вера эта воспитывает в них действительно честных и добрых людей.
На личном опыте мы тоже нередко убеждаемся в том, как важен и сложен внутренний мир человека. К примеру – тысячи талантливых писателей, художников и других деятелей культуры мира. Недаром наша страна помнит и будет помнить Сергея Есенина – одного из лучших поэтов России. В его стихах способен найти себя, наверное, каждый. Ведь в них отразилось всё, что может питать внутренний мир человека: от депрессии и боли до счастья и настоящей любви.
Таким образом, внутренний мир человека – некое непостижимое пространство, духовная его жизнь, впитавшая в себя всё, что мы можем чувствовать. И именно богатство внутреннего мира людей есть величайшая составляющая этой жизни.
Добренькая Александра, ученица С.Н.Мищенко
Текст 1.3
(1)В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя, мама Вика, сын Митя и дочь Ника. (2)Дети были послушными, но они очень не любили ложиться спать. (3)Каждый вечер был скандал:
Что такое внутренний мир человека?
Внутренний мир человека – это духовная жизнь, в которой формируются наши представления и образы. От внутреннего мира человека зависит его взгляд на реальный мир. Наша духовная жизнь построена на эмоциях, чувствах и мировоззрении. Обратимся к примерам.
В тексте А. Алексина мы видим девочку, чью красоту окружающие считали «изяществом», а её саму - «статуэткой» (предложение 6). В её представлении красота, которой она обладала, была другой. И все сравнения девочки с куклой ей не нравились. Её внутренний мир отличался от других. В себе она видела больше человеческих черт, чем кукольных.
У каждого из нас свой взгляд на происходящее в жизни, ведь наше отношение зависит от внутреннего мира. Например, я не понимаю людей, которые слушают тяжёлый рок. Или что-то в этом роде. Я уважаю их вкусы, но мне никогда не понять эти «орущие песни». Наши вкусы разные, потому что наш внутренний мир различен. Никто не в праве осуждать нас за то, каким мы видим и чувствуем реальный мир. Ведь наша точка зрения целиком и полностью зависит от нашей духовной жизни.
Таким образом, внутренний мир – это наше подсознание, то, что делает нас особенными; это наши чувства и эмоции, наше видение окружающего мира. (185 слов).
Айрио Анита, ученица С.Н.Мищенко
Текст 1.2
(1)Я не любила эту куклу.
(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными
(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.– (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.– (4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось видели? (10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. – (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.(16)Встревает тут Федосья, баба из Пу́ стыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честна́ я, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», – говорю ей.(26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».(29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей.(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»– (34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда? (По К.Г. Паустовскому)* * Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968 гг.) – русский писатель и публицист, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Лингвист Ф.И.Буслаев утверждал: " Только в предложении получают свое значение отдельные слова, их окончания и приставки." Я разделяю мнение русского филолога. Предложение - единица синтаксиса, в которой все слова взаимосвязаны не только по смыслу, но и грамматически. При помощи таких морфем как окончания и приставки можно образовать новые формы слов, придать им новые значения. В предложении №9 Леня, обращаясь к рассказчику, использует глагол в форме множественного числа (видели), для того чтобы продемонстрировать уважительное отношение к нему. В предложении №6 с помощью суффикса -ушк- автор образовал существительное со значением ласкательным(избавься от речевой ошибки), для того чтобы характеризовать Леньку как доброго и вежливого человека по отношению к пожилым людям. Таким образом, знаменитый филолог прав.
«Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки», - утверждал знаменитый филолог. Обратимся к тексту. В предложении () использовано слово старушек. Суффикс –ушк- вносит в значение этого слова оттенок вежливости, учтивости.. В предложениях (1-2) один и тот человек назван по-разному: Леня и Ленька. Суффикс –к- придает слову особое значение. Мальчика все называли Ленька. Только автор –рассказчик называет его по-взрослому. В предложении 9 использован глагол во множественном числе по отношению к одному человеку. Это форма уважения, вежливости, корректности. В третьем предложении использовано слово повеселей. Приставка по- оправдана смыслом первого предложения: «Идти было скучно». Таким образом, мы убедились в правомерности высказывания известного филолога.
«Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки», — утверждал в одной из своих работ известный русский филолог Ф. И. Буслаев. И это действительно так, поскольку использование окончаний и приставок в отдельных словах несколько изменяет их смысл, но не придает им такого глубокого значения, как в предложении.
Если обратиться к контрольному тексту, то в нем можно найти массу примеров использования приставок и окончаний для того, чтобы придать предложению больше выразительности и подчеркнуть именно значение слова с приставкой. Такое предложение (3) мы встречаем уже в начале текста. В этом предложении слово «повеселей» определяет тематику ожидаемого рассказа и является логическим подтверждением предыдущего предложения, причем слово без приставки было бы здесь совсем неуместно.
Не меньшее значение в приведенном тексте имеют и отдельные слова. Из рассказа мы понимаем, что героя повествования все в деревне называют никак иначе, чем Ленька. Автор же обращается к нему полным именем – Лёня, тем самым отбрасывая пренебрежение и выказывая пастуху уважение (14).
Что касается использования в тексте различных окончаний, то их присутствие обеспечивает повествованию более яркую эмоциональную окраску и позволяет передать ценность, того, о чем идет речь в рассказе. Примером тому могут служить предложения (28) и (33).
А необычное слово «таланта» в сочетании с восклицательным знаком подводит итог рассказу пастуха и передает безграничное уважение Лёньки к таланту человека, который был таким же пастухом, как и он сам, уважение к человеческому труду, настойчивости и умениям.
Исходя из этих рассуждений, можно сделать вывод, что отдельные слова, их приставки и окончания обретают смысл только в цельных предложениях, входящих в какое-либо повествование.
|