Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правоспособность юридического лица
В РФ действует нормативно-явочный порядок создания юридических лиц. Иногда его называют явочно-регистрационным. Явочный характер данного способа создания юридических лиц выражается в том, что создание организации инициируют сами учредители, реализуя элемент своей гражданской правоспособности – право создавать юридические лица своей волей и в своем интересе. Нормативный характер данного способа выражается в том, что правовые формы деятельности по созданию юридического лица (включая завершающий ее этап – государственную регистрацию) регламентированы в нормативных актах и, прежде всего – в законодательстве. соответствии с действующим законодательством образование юридического лица возможно двумя путями: создание его впервые и в процессе реорганизации. Создание юридического лица впервые предполагает соблюдение следующих требований. 1. Должен быть в соответствии с требованиями закона определен состав учредителей применительно к виду создаваемого юридического лица. Во-первых, эти требования касаются возраста физических лиц – учредителей. Например, для коммерческих организаций, создаваемых гражданами, снижен возраст (16 лет) только для членов производственного кооператива (ст.7 Закона «О производственных кооперативах»). Снижение возраста для приобретения статуса члена производственного кооператива обусловлено трудовым законодательством и тем, что члены кооператива осуществляют не предпринимательскую, а трудовую деятельность. Остальные коммерческие организации могут создаваться физическими лицами, которые приобрели полную дееспособность. Это следует из того, что содержанием отдельных видов частичной дееспособности граждан не предусмотрено право создавать иные юридические лица. Во-вторых, в законодательстве определены случаи, когда физические лица с полной дееспособностью, либо отдельные юридические лица не могут быть учредителями определенных видов юридических лиц. Например: физические лица – учредители полного товарищества, не могут быть учредителями другого полного товарищества (п. 2 ст. 69 ГК); общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п.2 ст.88 ГК). 2. Юридическое лицо может быть создано в организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством. При этом, как отмечалось, организационно-правовые формы коммерческих организаций исчерпывающим образом перечислены в ГК РФ. К ним относятся: хозяйственные товарищества (полное и на вере); хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия). Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также указаны в ГК РФ (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения, фонды, учреждения, ассоциации и союзы). Однако перечень некоммерческих организаций в ГК дан не исчерпывающим образом. Их иные организационно-правовые формы могут быть предусмотрены и в других законах. 3. Как правило, решение о выборе организационно-правовой формы юридического лица законодатель оставляет на усмотрение учредителей. Однако из этого правила бывают исключения. Так, например, согласно Закону «О банках и банковской деятельности» кредитное учреждение может создаваться только в форме хозяйственного общества. 4. Воля учредителей на создание юридического лица должна быть выражена вовне в предусмотренной законом форме. Такой формой являются учредительные документы юридического лица. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам. Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен: – общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (кроме случаев, когда в них один учредитель), ассоциации и союзы должны иметь учредительный договор и устав; – хозяйственные товарищества (полные и на вере) должны иметь учредительный договор; – акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, кооперативы, общественные организации, фонды и др. должны иметь устав. При создании акционерных обществ имеет место и договор о создании акционерного общества, который не является учредительным, а представляет разновидность договора простого товарищества. Он прекращается с момента регистрации акционерного общества в связи с достигнутой целью. Учредительный договор – это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения. Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например председатель и секретарь общего собрания учредителей). При составлении учредительных документов необходимо учитывать следующее: – в законодательстве содержатся императивные нормы, которые не могут быть изменены учредительными документами; – в законодательстве содержатся диспозитивные нормы, которые позволяют учредителям отойти от варианта, указанного в законе, и выработать свои правила при условии, что они не будут противоречить закону; – учредители могут включить в учредительные документы правила, регулирующие отношения, вообще не урегулированные законом, но опять же при условии, что эти правила не будут противоречить закону. 5. Завершается создание юридического лица его государственной регистрацией. «До государственной регистрации юридическое лицо не существует, и все предварительные действия учредители совершают от своего имени, хотя бы и в интересах будущего субъекта права. После государственной регистрации вновь возникшее юридическое лицо, выражая уже свою волю, может одобрить или не одобрить действия учредителей. Таково, например, правило п. 3 ст. 10 Федерального закона «Об акционерных обществах», которое устанавливает солидарную ответственность учредителей по обязательствам, связанным с созданием акционерного общества и возникающим до его государственной регистрации. Созданное общество будет нести ответственность по обязательствам учредителей только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров, т.е. высшего органа этого юридического лица. Приведенное правило (как и многие другие) наглядно показывает роль государственной регистрации в качестве завершающего юридического акта создания юридического лица»28.
Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц (в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. 2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц. 3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр. 4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц. Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц. 5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде. 6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона. 7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. 8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр. Статья 8. Сроки и место государственной регистрации
1. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. 2. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. 3. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации
1. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам. 1.1. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
|