Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Далее о своих переживаниях говорят члены Т-группы.






Итак, тревога, страх, гнев, раздражение и другие негативные эмоции являются нашими спутниками в таких ситуациях. Теперь вспомним, как реагирует наш физический организм на такие ситуации: прерывистое дыхание, тоническая реакция, общее напряжение мышц и др. Чем сильнее действие стрессора, тем ярче проявляются эти реакции. В этот же период меняется химический состав крови, желудочного сока, изменяется работа всех органов человека.

Если подвести итог сказанному, то совокупность названных явлений, называется реакцией мобилизации. Мобилизация человеку необходима, чтобы «справиться» с ситуацией и адаптироваться в изменившихся условиях. Она характеризуется дополнительным привлечением внутренних ресурсов, потенциал которых не является беспредельным. Поэтому при частых стрессовых ситуациях наступает истощение человеческого организма, его нервной системы и физических сил. Кроме того, часто изменяющиеся химические реакции в организме приводят к преждевременному износу желудка, почек, печени, сердца, желез.

Важно обратить внимание и на то, что организм в состоянии стресса напрягается, мобилизует потенциальные энергетические ресурсы на преодоление ситуации, а самой ситуации как таковой может и не быть. Она может быть просто плодом нашего воображения, предположения, вымысла, результатом тревожных ожиданий. Такая мобилизация вредит организму. Энергия как бы сгорает внутри и отбирает силы. Вспомните, что только от одной мысли о возможности утонуть или упасть с большой высоты и разбиться, делается ватным все тело и подкашиваются ноги. Специальные упражнения, которые содержатся в содержании тренинга по стрессменеджменту, позволят повысить стрессоустойчивость организма.

Обратимся к практическим упражнениям.

Упражнение № 4 «Переполненный троллейбус»

Цель: актуализация стрессовых ощущений на телесном уровне.

Необходимое время: 3 - 4 минуты.

Давайте проведем с вами небольшое упражнение. Станьте спинами друг к другу вплотную. Представьте себе, что вы едете в троллейбусе. Вы устали, вам хочется расслабиться и отдохнуть. Но ваш сосед всей тяжестью навалился на вас и такое ощущение, как будто он не держится за поручень и собирается проехать весь маршрут, лежа у вас на спине.

Разбились на пары и стали попарно спинами друг к другу. Приготовились, троллейбус отправлен. Закрыли глаза, представили ситуацию, поехали…Вы чувствуете нестерпимую тяжесть на спине, на которую навалился ваш незнакомый попутчик (в течение минуты)… Все! Приехали! Выходим из троллейбуса. Давайте обсудим ваши ощущения. Итак, как вы реагировали, что чувствовали? Поделитесь впечатлениями. Вы ощущали напряжение? Вам хотелось сопротивляться, давить на соседа, толкнуть его, проявить агрессию по отношению к нему? Вы испытывали раздражение?

Вот примерно в таком же состоянии напряжения находится человеческий организм, переживая стресс. В состоянии напряжения у человека сокращаются степени свобод в выборе возможных рациональных вариантов реагирования на ситуацию. Он ведет себя зачастую неадекватно ситуации, иррационально и создает для себя дополнительные трудности. Это состояние затрудняет коммуникацию, создает проблемы на работе и в семейных отношениях. Поэтому очень важно научиться расслабляться, снимать напряжение.

Рефлексия.

Теоретический модуль «Феномен стресса» (продолжение)

Стресс имеет свои стадии развития. Начальная стадия в медицине называется аларм-стадией или стадией тревоги. На данной стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. Человек находится в состоянии напряженности. На этой фазе часто протекают заболевания, которые относятся к разряду психосоматических (гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии и др.).

Вторая стадия - стадия резистентности (сопротивления) возникает при действии сильного стрессогенного фактора. Человек старается сбалансировать расход адаптационных резервов. Он мобилизует энергию, постепенно расходуя ее потенциал. При длительном действии стрессора накапливается усталость, ведущая организм к истощению.

Стадия истощения. На этой стадии потенциальная энергия человека исчерпана. Физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Сводятся на нет эрготропные (энергонакопляющие) функции живой системы и начинают доминировать трофотропные факторы, неизбежно приводящие организм к шоку и к гибели. К завершению этой фазы человек не способен сам бороться со стрессом. Он нуждается в поддержке извне или в устранении стрессора.

Причины стресса. Причин стресса множество. К ним относятся: психические и физические травмы; нарушение режима труда и отдыха; сужение (ограничение) ведущих видов жизнедеятельности; частые конфликты; ограничение жизненного пространства и личностных свобод человека; плохие взаимоотношения в семье или на работе; неумение планировать свою жизнь; отсутствие личностной динамики; различные болезни; низкий материальный уровень жизни и др.

Стрессы могут порождаться внешними и внутренними факторами. К внешним факторам относятся социальная, политическая и экономическая нестабильность в обществе (макроуровень), нападение на ваше «Я» со стороны других людей, негативные природные воздействия и так далее. Внутриличностный фактор стресса – это ваше субъективное отношение к происходящим событиям и явлениям, ваше восприятие ситуации, это ваше состояние здоровья.

Мы с вами познакомились с сущностью стресса. Давайте установим, насколько хорошо усвоен материал.

Контрольные вопросы к участникам семинара-тренинга:

1. Что такое стресс?

2. Каковы симптомы стресса?

3. Каковы негативные последствия стресса?

4. Что такое травматический стресс?

5. В чем проявляется посттравматический стресс и каковы его особенности?

6. В чем своеобразие хронического стресса?

7. Каковы причины стресса?

8. В чем сущность реакции «бей или беги»?

Продолжим практические занятия.

Упражнение № 5 «Символ здоровья»

Цель: визуализация образа здоровья.

Планируемое время: 10 - 12 минут.

Оборудование и материалы: ватман три листа (формат А - 1), фломастеры или цветные карандаши (три набора), рабочие тетради и ручки (по числу участников).

Группа делится на команды по 5 – 6 человек. Желательно, чтобы число команд было четным. Каждой команде дается задание нарисовать на ватмане (Формат А-1) свой символ здоровья. После того, как все рисунки будут выполнены, представители команд рассказывают о своих символах (о том, какой смысл в нем заключен). Далее тренер предлагает командам обменяться символами, и они получают новое задание.

Суть нового задания состоит в том, что члены команд должны внести определенные изменения в доставшиеся им рисунки. Эти изменения должны показывать на то, что здоровье нарушено воздействием негативных стрессовых факторов. На работу командам отводится до пяти минут. Завершив «порчу рисунков», представители команд должны пояснить, что произошло со здоровьем, какие стрессовые факторы на него подействовали.

На третьем этапе упражнения команды вновь получают свои, но уже испорченные, рисунки. Перед ними ставится задача: восстановить здоровье. Они это должны изобразить на рисунке. Команды работают в течение пяти минут. И вновь представитель команды должен объяснить всей Т-группе, сущность реабилитационной работы художников. Здесь речь должна идти о том, какие средства восстановления здоровья и профилактики стрессов предлагает команда, какие меры защиты от стресса предлагает каждая группа.

Упражнение завершается рефлексией.

Упражнение № 6 «Будда»

(аудиальная психогимнастика В.Н. Ковалева)

Цель: овладение техникой аудиальной релаксации.

Необходимое время: 3- 4 минуты.

К аудиальной психогимнастике относится крик, пение, мерное, ритмичное произнесение звуков с определенным чередованием гласных и согласных. Она очень проста и эффективна.

Суть аудиальной, психологической гимнастики «Будда» заключается в психотерапевтическом воздействии голосовых вибраций на нервную систему человека. Содержательного смысла в причудливых словах и словосочетаниях нет. Суть только в звучании. Методика базируется на древних тибетских психотехниках, очень эффективна, проста в освоении. Может использоваться как в комплексе упражнений, так и отдельно. Упражнение способствует релаксации, снятию отрицательных переживаний, гармонизации нервных процессов, активизации жизненной энергии.

Сообщив, вышеизложенные теоретические сведения, тренер дает установку группе на внимание.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал