Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация рыночных структурСтр 1 из 6Следующая ⇒
Различные типы отраслевых рынков характеризуются разной степенью конкурентности. Отрасль представляет собой мысленное объединение фирм, производящих однотипную продукцию, совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей. (например, обувная, химическая, металлургическая, деревообрабатывающая...). Численность продавцов на каждом рынке важна в смысле определения их способности оказывать влияние на рыночное равновесие. При большом количестве продавцов на рынке, при прочих равных условиях, спрос на продукцию каждого из них будет столь эластичным, что изменение любым из производителей цены или объема выпуска не повлечет за собой изменений в рыночном равновесии, Напротив, при малом количестве продавцов влияние каждого из них будет достаточным, чтобы привести к возникновению рыночной власти. К тому же нескольким фирмам легко вступить в сговор. Рыночные доли фирм (размер фирм) обусловливают возможности фирм оказывать влияние на рыночную цену. Небольшая фирма неспособна изменить рыночные условия и вынуждена приспосабливаться к ним, а рыночная структура характеризующаяся присутствием множества имеющих незначительные мощности фирм, будет более конкурентной. Рынки, где действуют фирмы крупного размера, будут менее конкурентными из-за значительного воздействия отдельных фирм на рыночное предложение. Степень дифференциации продукта отражает наличие у предназначенных для удовлетворения одной потребности продуктов фирменных особенностей, отчего продукты разных фирм не являются совершенными заменителями. Независимо от того, на каких параметрах основана дифференциация продукта — технических данных, качестве, наборе услуг или каких-то иных, она имеет то существенное значение, что определяет уровень конкуренции на рынке. Чем выше степень дифференциации продукта, тем менее конкурентным будет поведение продавцов, а их рыночная власть больше. Напротив, чем более стандартизированной является отраслевая продукция, тем выше эластичность спроса на продукт каждого отдельного производителя и тем более конкурентным является рынок. В данном случае можно сказать, что эластичность спроса — функция от числа конкурентов и степени дифференциации их продукции. Условия вступления в отрасль и выхода из нее связаны с наличием или отсутствием отраслевых барьеров, к которым могут быть отнесены: значительный положительный эффект масштаба, патенты и лицензии, большая капиталоемкость производства, норма прибыли, согласованное поведение отраслевых фирм. Чем выше отраслевые барьеры, тем сложнее посторонним фирмам проникать на отраслевой рынок и тем больше возможностей для действующих фирм реализовать рыночную власть. Если отрасль является капиталоемкой и выход из нее связан со значительными безвозвратными издержками, фирмы склонны к проведению согласованной ценовой политики. И то, и другое препятствует развитию отраслевой конкуренции. Степень контроля производителей над ценами является наиболее очевидным показателем степени конкурентности рынка. Чем больше контроль производителей над ценой, тем менее конкурентным является рынок. Степень контроля производителя над ценой не является статической величиной. С одной стороны, она детерминирована потребительскими предпочтениями и может изменяться независимо от производителя. С другой — устойчивость контроля над ценой зависит от характера порождающих его причин. Контроль над ценой может быть следствием рыночной доли фирмы или дифференциации продукта, которая обеспечивает большую его устойчивость.
Указанные модели редко существуют в чистом виде. На практике значительно больше всяких моделей, взаимно переплетающихся различными элементами. Характер поведения фирм может быть нестратегическим, когда фирмы принимают решения, не учитывая реакции конкурентов, и стратегическим, когда они принимают во внимание возможность ответных действий со стороны соперников, а их рыночное поведение координируется с поведением других фирм отраслевого рынка. Стратегическое поведение обычно присуще рынкам с небольшим количеством фирм, каждая из которых обладает значительной долей рыночного предложения. Такие рынки характеризуются тесным взаимодействием фирм, усилением их рыночной власти и снижением конкурентного потенциала отрасли. Рыночная власть фирмы показывает степень ее влияния на потребителей, на рыночную цену, на отраслевое предложение через объем предложения товара на отраслевой рынок. При снижении фирмой своего предложения товара может измениться отраслевое предложение.
|