Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Золотая секвенция
Секвенция (лат.) – последовательность, цепочка. Это важнейший приём развития музыки, в котором один мелодический или гармонический оборот повторяется несколько раз от разных звуков. Каждое проведение оборота называется ЗВЕНОМ, интервал, через который повторяется мотив – ШАГОМ секвенции. Секвенции бывают: мелодические и гармонические, восходящие и нисходящие, точные и неточные, диатонические и хроматические (модулирующие). Пример 1. М.И.Глинка, Марш Черномора:
Это секвенция гармоническая, нисходящая квартовая, точная, хроматическая, а следовательно – модулирующая. Мелодические секвенции впервые появились в Григорианском хорале (VII век). Пример 2. Григорианский хорал «Una hora»: Это секвенция мелодическая, нисходящая секундовая, точная, диатоническая. Пример 3. Антуан Бюнуа. Мотет " In hydraulis" (1467):
Значение секвенции возросло в XVI веке с развитием инструментальной музыки и повсеместным введением «ГЕНЕРАЛ–БАСА»*, а пик популярности пришёлся на эпоху БАРОККО. ЗОЛОТАЯ СЕКВЕНЦИЯ или КВАРТО-КВИНТОВЫЙ КРУГ – это приём построения гармонии, изобретённый Генделем. В ней каждый аккорд представляет собой Доминанту к следующему аккорду, то есть басовые звуки этих аккордов движутся по интервалам кварта и квинта: ч4 вверх – ч5 вниз, или ч5 вниз – ч4 вверх. Золотая секвенция бывает минорной и мажорной. В золотой секвенции могут использоваться все ступени тональности: I – IV – VII – III – VI – II – V - І. Получается нисходящая по секундам диатоническая секвенция, в каждом звене которой два аккорда тонико-доминантового соотношения. Всемирно известные примеры – «Пассакалья» соль-минор Генделя, «Адажио» соль-минор Альбинони, «Зима» Вивальди, «Канон» Ре-мажор Пахельбеля, «Каприс» №24 ля-минор Паганини… Позже золотая секвенция стала любимым приёмом венских классиков, романтиков, особенно ярко использовалась Р.Вагнером и П.И.Чайковским. А вот композиторы-новаторы, авангардисты, например, С.Прокофьев, выступали против банальности, предсказуемости романтичной музыки, и намеренно избегали любых секвенций. В современной музыке, особенно эстрадной, золотая секвенция используется повсеместно как простой рецепт, алгоритм, готовое решение, так как упрощает и ускоряет процесс сочинения музыки: на сложившийся веками красивый и благозвучный аккомпанемент легко положить любую мелодию с вариациями. Теперь это «штамп», «стереотип» массовой музыкальной культуры, " царица секвенций". 80 процентов эстрадных песен если не состоят сплошь из одной золотой секвенции, то содержат ее частично. Именно такая музыка с наибольшей вероятностью попадает в топ хитпарадов. * Генерал-бас (нем. Generalbaß, буквально общий бас), basso continuo (ба́ ссо конти́ нуо, итал. непрерывный бас), цифрованный бас (итал. basso numerato) — басовый голос многоголосного музыкального сочинения с цифрами (обозначающими созвучия — интервалы и аккорды), на основе которых исполнитель строит (импровизирует) аккомпанемент. Генерал-бас сложился в итальянской инструментальной музыке XVI века. Получил всеобщее распространение в гомофонной и полифонической музыке XVII — середины XVIII веков, особенно в эпоху барокко. Начиная с венской классической школы, ограничившей масштаб исполнительского «волюнтаризма», генерал-бас вышел из композиторской практики. В XX веке генерал-бас возродился в виде «цифровки», то есть сокращённой записи аккомпанемента в джазовой и эстрадной музыке в виде стандартных буквенно-цифровых обозначений основных аккордов и созвучий.
|