![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды йоги
Тантра имеет в своем распоряжении множество методов и практик. Как в хорошем саду можно найти изобилие самых разных плодов, прекрасных цветов и целебных трав, так и в Тантре можно найти самые разные практики, ритуалы, виды поклонения, медитации, упражнения и методы реализации. Йога - это " связь" с Абсолютом, посредством которой достигается освобождение от страданий и высшее состояние (саччидананда). В Тантре йога понимается как отождествление индивидуального существа с Духом (Атма)163. Таким образом, все различные методы реализации, в том числе и те, которые были описаны в этой книге, могут рассматриваться как различные виды йоги, ведущие к одной цели. Вот основные виды йоги, которые описываются в Тантрах: Гьяна-йога - (йога Знания) - она состоит в постоянной медитации на Брахман (Абсолют) как единственную Реальность и созерцании вселенной как Его проявлении164. Бхакти-йога - (йога Любви) - состоит в преданном, любовном поклонении может включать в себя как определенные ритуалы, так и повторение мантр, созерцание Божества внутри себя и т.д165. Мантра-йога - состоит в науке повторения мантр - с концентрацией на высшую звуковую субстанцию, или звук как проявленный Абсолют. Повторение мантр с такой концентрацией приводит к постижению единства, достижению сиддхи и освобождения (мокша). Раджа-йога - состоит в медитации на шести чакрах: муладхара, свадхиштхана, манипура, анахата и т.д., в соответствии с каналами ида, пингала, сушумна. Именно в раджа-йогу входит кундалини-йога, или же они могут пониматься как одно и то же. Лайя-йога - состоит в медитации на сияющем Абсолюте (Брахман) в тысячелепестковом лотосе в верхнем головном чакре (Сахасрара), после того как взгляд и сознание сосредоточены на межбровье. Посредством лайя-йоги достигается растворение (лайя) в Абсолюте, или - полное погружение в Высшую Реальность (Парабрамха). Хатха-йога - состоит из нескольких ступеней: 1)йама и 2)нияма - заключаются в контроле ума, чувств и поведения на трех уровнях мысли, речи и физического действия. Сюда входят такие основные принципы как ненасилие (ахинса), приверженность истине (сатья), неворовство (астейя), непривязанность к вещам (апариграха), богонаправленность (брахмачарья) 166, а также - очищение сознания и тела (шауча, различные дхаути и т.д.). Кроме того, предписывается изучение Писаний (свадхьяйя) и внутренняя самоотдача Всевышнему (Ишвара-пранидхана). 3) асана - определенные положения тела, выполнение, которых делает тело здоровым, распределяет жизненную энергию надлежащим образом и, таким образом, приводит человека в подходящее состояние для концентрации на Высшее. Для достаточно длительных медитаций обычно используются наиболее удобные для этого сидячие позы -такие как падмасана (поза лотоса) или сиддхасана (совершенная поза). 4) пранайама - контроль дыханияи жизненной силы (прана), необходимый для последующего сосредоточения. 5) пратьяхара - отвлечение чувств отих объектов. Приводит ум в спокойное, независимое от внешних воздействий состояние, в котором можно успешно практиковать медитацию. На этом завершается " собственно хатха-йога" 167, являющаяся подготовкой к дхйана-йоге (йоге созерцания или медитации), т.е. " собственно раджа-йоге". В высшем смысле хатха-йога является соединением " ха" или индивидуального " я" с " тха" или Шивой (Абсолютом). Согласно такому пониманию, хатха-йога вбирает в себя не только подготовительные ступени, но и последние ступени созерцания (дхарана, дхйана, самадхи) и приводит к высшей цели. Также и раджа-йога в широком смысле этого слова, именуемая также аштанга-йога168, включает в себя 8 частей: все пять ступеней собственно хатха-йоги +три медитативных ступени (дхарана, дхйана, самадхи). Последние 3 ступени аштанга-йоги -это дхаранаили сосредоточение, дхйана или созерцание (медитация) и самадхи (высшее блаженство). Самадхи-йога - является, несомненно, наивысшей ступенью реализации и квинтессенцией всех йог. В тантрических произведениях она описывается как имеющая шесть видов - дхиана-йога, нада-йога, расананда-йога, лайясиддхи-йога, бхакти-йога и раджа-йога. В Гхеранда-Самхите, тантрическом произведении, наставляющем о практике всех основных разделов хатха и раджа-йоги, последняя (7-я) глава посвящена именно самадхи-йоге. Вот что поведал великий знаток йоги Гхеранда своему ученику Чанде в своем последнем наставлении: Гхеранда сказал: 1. Итак, самадхи является великой йогой и ею овладевают благодаря очень счастливой судьбе. Она достигается посредством доброты и милости учителя, а также посредством преданности ему. 2. Кто имеет веру в учение, в своего гуру и в свой Дух (Атман) и чье сознание (манас) изо дня в день пробуждается, тот йогин достигает тогда этой великолепной практики. 3. Отделить от тела манас (сознание) и соединить его с Высшим Духом (Параматма) - узнай это как самадхи (экстаз, высшее состояние) освобождения сознания ото всех состояний. 4. Я есть Брахман (Абсолют) и ничто другое, я - истинный Брахман, и страдание не является моим уделом, мая природа есть абсолютное бытие-сознание-блаженство (сат-чит-ананда), я вечно свободен и являюсь своим собственным " Я". Далее раскрывается таинство шести видов самадхи-йоги: 1) Дхайана-йога-самадхи (" эскстаз посредством медитации"): 5. При помощи шамбахви-мудры осуществляй познание себя (т.е. Духа или собственного " Я") (Атма-Пратьякша): созерцай бинду - светящуюся точку, солнечный диск или пламя как Абсолют (Брахман), соедини с этим сознание (манас). 6. Помести свое " Я" в середину " кха" 169 и " кха" в середину твоего " Я". Созерцай таким образом свое " Я" как кха, сделай так, чтобы ничто тебе не мешало. Постоянно наполненный блаженством, человек переходит таким образом в самадхи. 2) Расананда-самадхи (" экстаз посредством блаженства во вкусе"): 7. Посредством практики кхечари-мудра, когда язык идет кверху, будет достигнут успех (сиддхи) в самадхи. Все другие способы излишни. 3) Нада-йога-самадхи (" экстаз посредством звука"): 8. Медленно вдыхая воздух, делай бхрамари-кубхака и вдыхай очень слабо (постепенно) - тем самым возникает звук жужжащей пчелы. 9. Прислушиваясь к этому звуку, подобному жужжанию пчелы, концентрируй затем свое сознание (манас) на возникшем тем самым Самадхи и блаженстве как познании Сохам (Я - Он, т.е. Брахман). 4) Лайасиддхи-йога-самадхи (" экстаз посредством успеха в растворении"): 10. Совершая йони-мудру, чувствуй, что ты, став единым с Шакти, вкушаешь высшее блаженство со Всеобщим Духом (Параматмой). 11. Полный блаженства, ты будешь посредством осознания " Я -Всевышний (Брахман)", единым со Всевышним и достигнешь адвай-та (недвойственного) самадхи. 5) Бхакти-йога-самадхи (" экстаз посредством преданной любви"): 12. Созерцай в своем сердце свое любимое Божество - в свойственной Ему форме. Так размышляя, ощутишь ты посредством бхакти-йоги (йоги преданной любви) наивысшее наслаждение. 13. С радостным возбуждением (пулака) и слезами счастья приходит экстатическое состояние. Так будет ощущаться самадхи, оно возникает без экзальтации (унмани) сознания (манас). 6) Раджа-йога-самадхи (" экстаз посредством " царственной йоги): 14. Посредством упражнения в Масмурччха-Кумбака - соединяй свое сознание (манас) с " Я" (Атман). Посредством этой связи с Высшим " Я" (Параматма) ты достигнешь самадхи".
|