Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Смешанное расширение игры
Пусть матричная игра представлена платежной матрицей с элементами aij, где i=1, 2, …, m – стратегии первого игрока, j=1, 2, …, n – стратегии второго игрока. Данные стратегии игроков будем называть чистыми стратегиями. В предыдущем параграфе мы доказали, что решение матричной игры в чистых стратегиях (т.е. при выборе каждым игроком одной и только одной стратегии из заданного множества его стратегий) существует тогда и только тогда, когда платежная матрица имеет седловую точку. Рассмотрим выбор стратегий в игре без седловой точки. Если игрок может предвидеть, какую из чистых стратегий изберёт противник, он может найти наилучший ответ на ход противника. Таким образом, каждый игрок заинтересован в том, чтобы его ходы были непредсказуемы. Для этого необходимо ввести в выбор стратегий элемент случайности. Однако отсутствие логики при выборе стратегий ухудшит положение каждого из игроков. Компромисс заключается в том, что игроки чередуют (смешивают) свои стратегии случайным образом, но по определённой разумной схеме. Этой схеме должна соответствовать комбинация чистых стратегий. Введем следующие изменения правил игры: каждый игрок наряду с отдельными стратегиями из своего множества стратегий может применять их комбинации, в которых стратегии представлены в определенных пропорциях. Рассмотрим матричную игру, представленную Таблицей 5. Таблица 5
где
Вектор
Аналогично второй игрок чередует (смешивает) свои стратегии так, чтобы: Стратегия 1 имела частоту (вероятность) Стратегия 2 имела частоту (вероятность)
Стратегия n имела частоту (вероятность) Вектор
Возможность применять наряду со стратегиями Множества смешанных стратегий 1-го и 2-го игроков представляют собой соответственно:
Очевидно, что чистые стратегии игроков входят как элементы в множество их смешанных стратегий. Пусть первый игрок выбрал некоторую смешанную стратегию x, а второй – y. Тогда каждый исход Для каждой пары смешанных стратегий x€X и y€Y можно найти среднее значение выигрыша, которое мы обозначим
Легко проверить, что функция H(x, y) двух векторных переменных x и y будет непрерывна на компактном множестве Sx х Sy. Очевидно, что первый игрок заинтересован в том, чтобы платёж Число Теорема 3. Нижнее значение игры в смешанных стратегиях меньше или равно верхнему значению игры в смешанных стратегиях, т.е. справедливо неравенство
Доказательство Зафиксируем смешанную стратегию x из множества Sx и обозначим H(x, y(x)) наименьшее значение функции H(x, y) на компактном ограниченном множестве Sy. Тогда для всех x из Sx и y из Sy выполняется неравенство H(x, y(x))≤ H(x, y) (1.11) В соответствии с определением нижнее значение игры будет равно
где x* - максиминная стратегия 1-го игрока. Подставляя в неравенство (1.11) x=x*, получим H(x*, y(x*))≤ H(x*, y), и с учетом (1.12), получим неравенство
Зафиксируем смешанную стратегию y из множества Sy и обозначим H(x(y), y) наибольшее значение функции H(x, y) на компактном ограниченном множестве Sx. Тогда для всех x из Sx и y из Sy выполняется неравенство H(x(y), y)≥ H(x, y) (1.14) В соответствии с определением нижнее значение игры будет равно
где y* - минимаксная стратегия 2-го игрока. Подставляя в неравенство (1.14) y= y*, получим H(x(y*), y*)≥ H(x, y*), с учетом (1.15), получим неравенство
верное для всех x из Sx. Подставляя в неравенство (1.13) y= y*, и в неравенство (1.16) x=x*, получим неравенства
откуда следует
Теорема доказана. В соответствии с принципом гарантированного результата первый игрок ищет максиминную стратегию
Аналогично, второй игрок ищет минимаксную стратегию
Для того, чтобы применение стратегий
т.е., чтобы исход
то есть необходимо и достаточно, чтобы нижнее значение игры было равно верхнему значению игры
Примем без доказательства теорему 4. Теорема 4. В любой матричной игре нижнее значение игры в смешанных стратегиях равно верхнему значению игры в смешанных стратегиях, т.е. Теорема (4) доказывает существование решения матричной игры в смешанных стратегиях. Число v называется значением игры в смешанных стратегиях. Равновесные стратегии Совокупность v (значение игры) и Решение игры обладает следующими свойствами: Свойство 1. Пусть
Доказательство. По определению α ≤ ai~j (1.23) Возьмем произвольную смешанную стратегию y={ y1, y2, …, yn} из Sy. тогда справедливо α ≤ ∑ ai~j yj (1.24) Введем вектор x~={x~1, x~2, …, x~m}, где x~i=1, если i= i~ и x~i=0, если i ≠ i~. Вектор x~ удовлетворяет свойствам смешанной стратегии, поэтому положим, что x~ принадлежит множеству Sx. Преобразуем правую часть неравенства (1): ∑ ai~j yj=∑ ∑ ai~j x~i yj =Η (x~, y) Тогда из неравенства (1.24) следует, что для любой смешанной стратегии y из Sy справедливо неравенство α ≤ Η (x~, y) (1.25) По определению
В неравенство (1.25) подставим y= y(x~), получим α ≤ Η (x~, y(x~) (1.27) Из неравенств (1.26) и (1.27) следует
Свойство 2. Пусть
Доказывается аналогично свойству 1. Свойство 3. Нижняя чистая цена игры и верхняя чистая цена игры ограничивают значение сверху и снизу значение игры в смешанных стратегиях: Доказательство следует из теоремы (4) и свойств (1) и (2). Свойство 4. Если матричная игра имеет равновесие в чистых стратегиях, то чистое значение игры
Доказательство следует из свойства (3). В случае, когда матричная игра имеет седловую точку, оптимальная смешанная стратегия первого игрока
И оптимальная смешанная стратегия 2-го игрока будет иметь вид
Таким образом, равновесия в чистых стратегиях является частным случаем равновесия в смешанных стратегиях. 5. Теорема об активных стратегиях. Стратегия i первого игрока называется его активной стратегией, если в оптимальной стратегии Теорема 5. Если один из участников игры применяет свою оптимальную стратегию, то ожидаемый выигрыш останется неизменным и равным v независимо от характера действий другого участника игры в пределах его активных стратегий. Доказательство. Обозначим
С другой стороны, по определению значение игры будет равно
Таким образом, получаем систему
Это условие может выполняться только в случае, когда
Теорема доказана.
|