![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория несовершенной конкуренции: достоинства и недостатки монополии. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Несовершенная конкуренция предполагает функционирование на рынке фирм, производящих основную массу определенного товара и имеющие определенный контроль над рыночной ситуацией. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и другие. Джоан Робинсон видела в несовершенной конкуренции главную слабость капиталистической системы хозяйства. Поддерживая более высокие цены, чем в условиях совершенной конкуренции, компании получают больше прибыли, а потребитель теряет. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к застойным явлением в производстве и к безработице, а в конечном итоге – к политической нестабильности. В это время экономика функционирует, не обеспечивая максимально возможные занятость и производство товаров и услуг. Несовершенная конкуренция выступает в следующих формах: чистая монополия, дуополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Классическая капиталистическая монополия появилась как результат стихийного развития рыночных отношений. Причины ее возникновения связаны с факторами экономического порядка: слияния, контроль над уникальными производственными ресурсами, дифференциация продукции, экономичность крупномасштабного производства, несовершенство рыночной информации. В условиях рыночной экономики и жесткой конкурентной борьбы монополистом становится, как правило, предприятие-лидер с наибольшим научным и техническим потенциалом. Основными мотивами производственной деятельности монополии являются максимизация прибыли, желание занять благоприятные позиции на рынке, установить барьеры для входа на рынок потенциальных конкурентов. Монополией в широком смысле слова, точнее, фирмой, обладающей монопольной или рыночной властью, называют фирму, которая в некоторых пределах способна осуществлять регулирование рыночной цены. А именно такая фирма, сокращая собственное предложение, может добиться повышения рыночной цены, не потеряв при этом своих покупателей. Монополию отличают следующие черты: 1. На рынке товара или услуги доминирует один хозяйствующий субъект. 2. Данный хозяйствующий субъект обладает монопольной властью, защищенной барьерами, препятствует входу других фирм. 3. Стремление к монопольной власти есть естественное стремление каждого экономического субъекта (в том числе государства) упрочить свои позиции в системе отношений собственности. 4. Монополия, преследуя свои цели, ведет к потерям благосостояния. В экономической литературе выделяют чистую монополию, если она представлена единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей и ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами. С позиции экономической системы, в которой функционирует монополия, выделяют экономическую (рыночную) и административную (нерыночную). Можно выделить ряд отличий в природе рыночной и нерыночной монополии (см. табл. 2). Таблица 2 Отличия в природе рыночной и нерыночной монополии
На тип монополии оказывают влияние причины возникновения такого явления. В качестве таких причин могут быть выделены: - Концентрация производства и капитала; - Действие закона экономии на масштабе производства; - Технологическая уникальность сфер производства специфического товара; - Контроль над уникальными производственными ресурсами; - Несовершенство рыночной информации; - Дифференциация продукции; - Государственное вмешательство в экономику. В разных странах и в различные периоды в экономике возникали различные виды монополий. Естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля и др.). Искусственная монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую форму. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает в конце 19 века. Примером таких монополий являются тресты, концерны, конгломераты. Возникают они в одной какой-либо отрасли хозяйства. Всеобщая форма монополий появилась во второй половине 20 столетия, когда объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становились на некоторых рынках основными либо покупателями, либо продавцами. Существует целый ряд легальных монополий, таких, как компании по эксплуатации средств связи и коммуникаций, патентная система, институты авторского права и товарных знаков. Компании по эксплуатации средств связи и коммуникации функционируют в отраслях где конкуренция не возмозна и не эффективна. Деятельность таких компаний регулирует государство. Патент также является монополией, так как дает изобретателю исключительное право использования нового товара или новой идеи в течение определенного приода. Авторское право – исключительное право продавать или размножать свои произведения. Товарные знаки – это специальные рисунки, названия или символы, которые позволяют идентифицировать товар, услугу или фирму. Конкурентам запрещено использовать зарегистрированные товрные знаки или настолько похожие на них, что потребитель может спутать оригинал с подделкой. По характеру действия сил, формирующих монополию можно выделить такие типы как технологические, протекционистские, внеэкономические, внутрипроизводственные, экономические. В зависимости от причин возникновения можно выделить такие монополии, как государственная, технологическая, естественная. Такой подход к классификации монополий является актуальным, так как позволяет сформировать наиболее эффективную антимонопольную политику. Монополия и монопсония – это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречаются олигополии, когда на рынке представлены несколько крупных компаний и олигопсония, характеризующаяся наличием нескольких крупных покупателей. Олигополии осуществляют борьбу за покупательский спрос с помощью неценовой конкуренции. В этом случае борьба идет на основе технологического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, на основе усовершенствования услорвий оплаты и других приемов. Дуополия на рынке возникает тогда, когда производство однородной продукции сосредоточено на двух фирмах. Методы и средства ведения конкурентной борьбы очень разнообразны. Наиболее типичными являются следующие методы:
Монополистическая конкуренция также относится к несовершенной конкуренции, так как отдельная фирма способна влиять на цену товара в рамках своего сегмента рынка. Производство дифференцированной продукции позволяет фирме создать свой постоянный круг покупателей, которые продпочитают ее товар аналогам у конкурентов. Антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений. Цели антимонопольной политики государства: - обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике; - предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения рыночных агентов – то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушение общественного благосостояния; - помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами деятельности). Согласно традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается незаконным, относят следующие типы действия: - фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка; - ограничения покупки: запрет заказчиками покупать какой-либо товар в другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом объеме, чем установлено фирмой-продавцом; - ограничения продажи: запрет поставщикам продавать товар другому клиенту, в другом месте, по другой цене или в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой покупателем; - связанные продажи: продажа одного товара клиенту при условии, что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы; - недобросовенная реклама: акцент в рекламных посланиях на таких качествах продукта, которые в действительности у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть; - недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара таким образом, который не отвечает его назначению, или указание таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи; - вериткальные или горизонтальные ограничения конкуренции: давление не поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.
|