Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии педагогической реакции на поступок.Стр 1 из 2Следующая ⇒
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАТИВНОГО РЕЧЕВОГО И ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. Компоненты информативно-речевой технологии: 1) Пластический образ: - открытая поза (ладони); наклон к собеседнику; отказ от позы полицая, ковбоя (грудь вперед, ноги широко расставлены, руки скрещены на груди); - оптимальная дистанция общения 70-120 см (личная зона); - доминирование психологических жестов над описательными; - мелодичность пластики (отказ от резких жестов). 2) Конструирование содержания. Соблюдать: - триады (тезис – законченное суждение; аргумент – причина; иллюстрация – подтверждение тезиса); - повторение (свернутое – несколько раз повторяется мысль; развернутое – даем пояснение); - эмоциональная окраска содержания; - организация диалогичности с помощью вопросов (репродуктивные; риторические – утверждения в форме воспросов; проблемные – не выходить за пределы «зоны ближайшего развития»); - техника подачи информации: интонация; логическое ударение; паузы; эмфатическая перестановка (первое слово запоминается сильнее); выводы; резюме; перечисление вопросов. 3) Создание атмосферы «со-трудничества»: - подача информации с позиции «мы», «мы с вами»; - опора на жизненный опыт детей; - возможность посылать окультивированные реплики (молчать 45 минут можно только в состоянии страха); - положительное подкрепление в адрес аудитории. Правила дискуссии «со-беседование»: - воспроизводить тезис собеседника; - определить исходные понятия; - поощрять партнера по дискуссии; - каждый имеет право несоглашаться; - не давить на «авторитеты». Технология педагогического общения. 1. Открытие ребенка на общение. Операции: выбор пластической позы – поза несет информацию; подача информации с позиции «мы»; установление личного контакта: вербального, визуального, тактильного. 2. «Со-участие» ребенку в педагогическом общении. Операции: Демонстрация расположенности; проявление интереса (слушать и задавать вопросы); своевременное оказание помощи: «Позволь тебе помочь», «Мне бы хотелось тебе помочь». 3. Возвышение ребенка в педагогическом процессе. Операции: принятие ребенка как данности: опора на положительное; просьба о помощи: создание положительной репутации ребенка, повышение самооценки; оптимизм: видеть перспективы развития ребенка, перспективы своих с ним отношений. ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ НА ПОСТУПОК. Педагог – психотерапевт («душа», лечение) Процессы воспитания и обучения всегда осуществлялись на интуитивном использовании психоаналитических идей. 2 вида педагогической психоаналитической деятельности: - понимание и адекватное отражение психофизиологической сущности отношений между воспитателями и детьми, детей между собой, ребенка к самому себе; - снятие критического напряжения, помощь в преодалении психических расстройств, неврозов, конфликтов, фобий. Неврозы, страхи, навязчивые мысли, возбужденность, напряженность, поведение на грани срыва, агрессивность, подверженность настроениям, психология толпы – нарушения душевного равновесия. Причины: - болезненно переживаемые противоречия нормального психофизиологического развития; - социальные болезни; - экологические проблемы; - кризисная социокультурная ситуация: падение нравственности, межнациональные конфликты, национально-шовинистический психоз, коррупция, проституция, резкое снижение жизненного уровня масс; - СМИ: невежество, жестокость, конформизм, правовой беспредел; - Невроз на религиозной почве (религиозность ребенка формируется на бессознательном уровне, формируются чувства покорности, благоговения); - массовая культура: физиологические удовольствие, дисгармония, потребность отключение рассудка. Психотерапевтическое воздействие педагога: 1. Словесное: выслушивание, выяснение, уточнение, понимание, разъяснение, увещевание, побуждение, убеждение. 2. Аудиовизуальные: кинофильмы, изобразительное искусство, музыка. 3. Рецепторно-тактильные: вкусовые и прочие ощущения. 4. Суггестивные: игровые ситуации, внушение и гипноз, медитация. 5. Саморегулирование, самосовершенствования. 6. Педагогический психоанализ: выявление тревожных симптомов; обсуждение с ребенком возникших предположений по поводу ощущаемого дискомфорта; вытеснение настроения тревожности. Разновидности психотерапевтического воздействия: 1. Непосредственное (У-Уч., У-Род., саморегуляция) 2. Опосредованное (вовлекается другой человек). 3. Предметно-опосредованное (музыка, слайды, мягкая игрушка; чем старше человек, тем больше доля вербального воздействия). Состояние – временное переживание; оно ситуативно, в нем проявляется единство переживаний и поведения. Состояние тревожности выражается: 1) Эмоциональная отстраненность. 2) Конфликтность (усиление эмоций субъективного смысла): - разрыв межличностных отношений; - нарушение норм поведения (гигиенические нормы: грязный одевает чистую одежду; эстетические нормы: не любит красоту – тяжелая жизнь не приемлет красоту; лексические нормы: жаргон, арго; моральные нормы: презрение к другому человеку, неспособность к эмпатии) – негативный социальный опыт. 3) Агрессия (деконцентрация, неучет внешних условий, сопутствующих поведению). Агрессия: инструментальная (случайная), целенаправленная (осмысленное действие): - нарушение психического здоровья (диапозон от хулиганства до ступора); - психическая неуравновешенность. Технология снятия тревожности, агрессии. 1) Подавление – жесткое пресечение действия. Агрессия загоняется вовнутрь. Поступок будет повторяться в ситуациях неконтролируемых воспитателем. (+) Поведение - Отношение - Состояние. 2) Вытеснение – замена негативного поступка более благоприятным. Учитель влияет на отношение, но не меняет состояния. (+) Поведение (+) Отношение - Состояние 3) Концентрация на положительном – научение ребенка управлять своим состоянием, понимать причины поступков. (+) Поведение (+) Отношение (+) Состояние Технология концентрации на положительном (алгоритм): 1. Не удивляться! «Да, мне это знакомо», «У меня это тоже было», «Я бы и сам не выдержал». 2. Содействовать психическому равновесию. Мякий, тихий голос. Частичное соглашение с ребенком. 3. Инструментировать право ребенка на свободу выбора. «Конечно, это твое право», «Вероятно у тебя была причина», «Каждый выбирает то, чего достоин». 4. Осветить предметный, социальный результат поведения. «Вы вероятно хотели…», «Вы не подумали о том, что…», «Получилось не то, что вы ожидали…». 5. Предъявление иного образца поведения: собственное поведение, литературный образ. 6. Инициировать самосознание. «Как ты думаешь, чем это кончится», «Что ты думаешь по этому поводу». 7. Защита ребенка от окружающих. «Это пройдет с возрастом», «Может мы виноваты», «Человек слабый, ему не всегда…». 8. Неожиданное для ребенка решение – оно потрясает. Технология снятия агрессии: 1. Принять право ребенка на проявление агресии. 1. Не фиксировать внимание на неблагоприятном поведении ребенка «Ты плохой». 2. Защитить состояние ребенка «Я понимаю, тебе было трудно сдержаться». 3. Присоединиться к проблемам ребенка «Давая вместе подумаем…». 5. Демонстрация своего состояния.
|